Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в КитаеСтраница 12
К намеченной цели реформаторы путем преобразований политической системы Китая сверху, в результате реформ, предпринятых самим императором. Из идеалом была конституционная монархия , установленная в Японии после реставрации Мэйдзи … Очень популярны в их среде были преобразования Петра и сама его личность, а также реформы в Турции и некоторых других странах Востока.
Видную роль в движении реформаторов сыграла группа молодых соискателей ученых званий, главным образом выходцев из южных провинций Китая - именно в этих провинциях наиболее сильно ощущалось влияние Запада. Признанным лидером оппозиционеров был КАН ЮВЭЙ ( 1858 – 1927 гг.), происходивший из семьи гуандунских шэньши. Это был в высшей степени талантливый человек, получивший превосходное конфуцианское образование. В возрасте 27 лет он выдержал экзамен на высшее ученое звание шэньши. К этому времени его имя уже было широко известно среди шэньши благодаря целому ряду его научных работ в области конфуцианской идеологии.
Однако Кан Ювэй не ограничился изучением лишь конфуцианских канонов и историей китайской цивилизации. В не меньшей степени его влекла истории стран Запада. Очень много внимания в своих трудах он уделял современным реформам в России, Турции и Японии. Кроме всего он был еще и талантливым преподавателем, который в начале 90-х гг. основал школу в Гуанчжоу. Наиболее стойким его последователем и учеником стал ЛЯН ЦИЧАО ( 1873 – 1929 ГГ.), также происходивший из известной семьи шэньши /Ефремов, 1974, с. 187/.
Озабоченные проблемой восстановления суверенитета Китая, оппозиционно настроенные выходцы из среды политической элиты понимали, что ее решение необходимо искать в изучении опыта модернизации зарубежных государств, и тщательно собирали все доступные им сведения об истории и жизни современного им Запада.
В 1895 г. КАН ЮВЭЙ прибыл в Пекин для сдачи экзамена на высшее звание шэньши. Совместно с Лян Цичао они составили «Меморандум из десяти тысяч слов», который адресовали маньчжурскому императору. В этом документе содержался призыв не подписывать мирный договор с Японией, который являлся унизительным для Китая. Кроме всего документ предлагал императору провести в стране ряд реформ. В сущности это была программа широких преобразований, которые они вскоре попытаются провести в ходе событий 1898 г.
Меморандум получил самый широкий резонанс среди представителей ученой элиты Китая, которые собрались весной 1895 г. на экзаменационную сессию в Пекин. Из 1200 претендентов - 604 подписались под этим документом.
Многое в этой ситуации зависело от настроений в господствующих придворных кругах, а также взглядов императора ГУАНСЮЯ, правившего с 1889 г. ОН был относительно молодым человеком, достаточно образованным и искренне переживал положение, в котором оказался Китай. Но его возможности в принятии политических решений были сильно ограничены. Очень значительным влиянием при дворе обладала его тетка – вдовствующая императрица ЦЫ СИ. Одновременно с этим Гуансюй понимал, что сама Цы Си на реформы никогда не решится. Все это заставляло императора искать сближения с реформаторами /там же, с. 189/.
Золотая Орда
В середине ХIII в. один из внуков и Чингисхана Хубилай перенес свою ставку в Пекин, основав династию Юань. Остальную часть Монгольской державы номинально подчинялась великому хану в Каракоруме. Один из сыновей Чингисхана-Чагатай (Джагатай) получил земли большей части Средней Азии, а внук Чингисхана Хулагу владел территорией Ирана, часть ...
Второй кризис.
Внутренняя и внешняя политика 1-го коалиционного правительства(6 мая- 2 июля) вызвали новый взрыв недовольства. Оно достигло значительного размаха летом 1917г. в результате провала наступления русской армии и угроза кадетов развалить коалицию и вылилось в июльские события 1917г. 3-4 июля состоялись массовые вооруженные демонстрации рабо ...
Участие торгового
сословия в представительных, совещательных, общественных организациях и
учреждениях
Сословиями принято называть общественные группы, обладающие определенными правами и обязанностями, которые закреплены в обычае или в законе и передаются по наследству. При сословной организации общества положение каждого человека находится в строгой зависимости от его сословной принадлежности, которая определяет род его занятий, круг об ...