Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае
Страница 8

История » Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае

Тем не менее, начали создаваться учебные заведения западного образца: машиностроительные, инженерные, телеграфные, минно-торпедные, медицинские и т.п. Выпускники этих училищ были призваны обслуживать новые учреждения и предприятия. На китайский язык начали переводить иностранные книги по науке и технике и, несмотря на ее сугубо прикладной характер – все это сыграло положительную роль в ознакомлении с буржуазной культурой Запада /История Китая, 1974, с. 249/.

В январе 1861 года при личной инициативе великого князя Гуна был создан новый административный орган - «канцелярия по управлению делами заморских стран». Этот орган в первую очередь должен был наладить сбор современной и достоверной информации об иностранных державах. Впоследствии в функции этого ведомства вошли также вопросы производства современных вооружений, паровых судов, боеприпасов, военной техники, телеграфных и железнодорожных линий. Таким образом, создание этого органа ознаменовало, в сущности, начало проведения пусть ограниченных, но важных реформ, в ходе которых подспудно создавались условия для возникновения в Китае новых экономических институтов.

Быстро росло влияние иностранцев во всех областях экономической и политической жизни. В результате второй «опиумной» войны китайские таможни вообще оказались под контролем европейцев. Еще в 1859 г. под давлением англичан было создано Управление имперскими таможнями. Вскоре во главе его были поставлены иностранцы, призванные следить за выполнением Китаем обязательства по выплате огромной контрибуции, которая в основном обеспечивалась отчислениями от таможенных сборов. В течение нескольких десятилетий во главе китайских таможен стоял англичанин Харт. В середине 90-х гг. в них служило около 800 иностранцев.

В 1866 г. Китай отправил за границу миссию для ознакомления с порядками в западных странах. Миссия посетила - Лондон, Копенгаген, Стокгольм, Петербург, Берлин, Брюссель, Париж. Европа произвела на членов миссии неблагоприятное впечатление … Несмотря на это в системе образования происходят некоторые сдвиги. В эти же годы в Пекине была открыта Высшая политехническая школа с европейскими принципами обучения. Некоторые молодые люди стали отправляться в Европу для обучения /Ефремов, 1949, с. 156, 159/.

Субъективно цели сторонников политики «самоусиления» состояли в укреплении в первую очередь военного потенциала Китая, что должно было явиться главным условием подавления внутренней смуты и оказания достойного сопротивления иностранным державам. Однако вскоре сторонники курса реформ вполне естественно пришли к выводу о необходимости осуществить не только переподготовку войск, но и их перевооружение. Но как оказалось, для этого необходимо было собственное производство современных видов оружия. Но создание современного военного производства было невозможно без использования современных индустриальных технологий.

На протяжении 1860 – 1890-х гг. в Китае в рамках казенного сектора было создано около 20 промышленных предприятий, связанных с военным производством. Здесь было занято около 10 тыс. рабочих. Технологически это была почти современная промышленность, основанная на применении машин. Однако с точки зрения социальной организации ее было трудно охарактеризовать как буржуазное предпринимательство. Продукция, производимая на этих фабриках, минуя рынок, шла непосредственно на снабжение армии. Таким образом, здесь отсутствовало один из основных мотивов капиталистического производства - стремление к прибыли /История Китая, 2002, с. 336-337/.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Особенности сложения сословной монархии в Чехии
В Чехии происходит сложение на протяжении XIV — первой трети XVI в. соотношения сил, которое принято называть дуализмом власти. Оно заключалось в существовании вместе с королевской властью значительной политической силы сословий и сословно-представительных учреждений, которые ограничивали королевскую власть, используя при этом свои прав ...

Свод законов Российской империи и современное законодательство Российской Федерации: общее и особенное (сравнительный анализ).
Николай I , продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.), делами которого фактически ведал М. Сперанский. Из двух возможных подходов к кодифика ...

Детство. Молодые годы
Володя, четвертый ребенок, был трудным мальчиком, ходить начал в три года, в раннем детстве у него случались истерические припадки. Тем не менее он был первым учеником в гимназии, в которую поступил в 1879. Директор гимназии Ф. М. Керенский, отец А. Ф. Керенского, высоко оценивал способности Владимира Ульянова. Гимназия дала Ленину проч ...