Особенности стиля ораториального жанра
Страница 5

История » Жизненный и творческий путь Георга Фридриха Генделя » Особенности стиля ораториального жанра

Особенности стиля инструментального жанра.

Инструментальная музыка Генделя интересна своей многожанровостью, живой непосредственностью и полнотой чувств. Главное свойство стиля геделевской инструментальной музыки - жизнедеятельная, целеустремленная энергия, оттеняемая лирическими образами высоко благородства. Подобно Баху, этот гениальный мастер инструментального письма сказал свое слово в любой жанре. Строгие полифонические формы, танцевальные сюиты, вариации для салонного клавесина, концерты для оркестра, сонаты для струнных, музыка для органа - все это входит в инструментальное наследие Генделя.

Изобилие песенных мелодий и танцевальных ритмов в инструментальных пьесах Генделя обнаруживает их близость с бытовым народным искусством. Не однажды конкретность музыкальных образов определяли программное содержание той или иной пьесы. Сам композитор не раз подставлял слова к инструментальным фугам, отдельным частям сонат или концертов и превращал их затем в страницы вокальной или оперной музыки. Еще чаще арии их опер и ораторий перекладывал для различных составов инструментальных ансамблей и отдельных инструментов.

В инструментальном творчестве Генделя отражены не только внутренние переживания самого художника, но и явления внешнего мира, среди них часто встречаются произведения навеянные природой. Другие родственны произведениям вокальным и драматическим. Создавая инструментальные произведения, композитор не ставил перед собой какие-то специальные творческие задачи. Для гобоя, клавесина, органа или оркестра он писал в общепринятых для своего времени манере, формах и жанрах. Тем не менее, Гендель весьма далек от подчинения устоявшимся схемам, например, в сюите.

Инструментальное творчество Генделя обычно распределяется по трем группам. Первая - для клавишных инструментов, клавесина и органа. Вторая группа - камерная музыка для сольных инструментов в сопровождении чембало и небольших ансамблей, так называемые сонаты и трио-сонаты.

Клавирная и органная музыка своим существованием в значительной мере обязана артистической деятельности Генделя.; выступления, импровизации на клавесине и органе оказали непосредственное воздействие на формирование стиля, на характер музыкальных образов, на приемы развития в произведениях этого жанра. Клавирное творчество представлено большим количеством мелких танцевальных пьес. Но основной фонд клавирной музыки композитора составляют три сборника сюит. Первый сборник из восьми сюит был издан в 1720 году под руководством самого Генделя, тщательно подготовленный и корректировавшийся автором. Все остальные публикации проводились не только без участия, но и часто без желания самого Генделя.

В трактовке сюиты Гендель направляет главное внимание на цикличность, то есть организацию разнохарактерного материала и отдельных пьес в единую целостную композицию. По этой причине он часто отступает от традиционной схемы сюиты, меняет порядок танцев, а то и вовсе заменяет их нетанцевальными пьесами. Иногда он поступал совсем оригинально, завершая цикл не финальной жигой, а арией с вариациями или после быстрой жиги ставил торжественную пассакалию. Гендель компонует сюиты, применяя с одинаковым мастерством принцип образного контраста и объединения пьес путем варьирования общих мелодических и ритмических оборотов. Все это делалось, чтобы соответствовать замыслу и содержанию сюиты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Глава 24
«Дух законов» Монтескье современники называли евангелием просветительства, а «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» Д. Дидро — Библией для образованных. Как Вы думаете, почему? Шарль Луи Монтескье один из самых первых по старшинству в ряду просветителей. В «Духе законов» он заложил те основы социальных и политических взглядов, которые ...

Национально-освободительная борьба русского народа в годы Смутного времени. Роль Русской Православной церкви в спасении государства от иноземного завоевания. I и II Земское ополчение. К. Минин и Д.
Зимой 1611 г. в Рязанской земле было образовано первое народное ополченце, которое возглавил Прокопий Ляпунов. В состав ополчения входили жители Нижнего Новгоорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы, казаки во главе с И.Заруцким. Ополчение подошло весной 1611 г. к Москве, где вспыхнуло восстание.внутри ополчения его произошел раскол. ...

История Омана до XVI в.
Территория Омана издревле являлась одним из центров формирования цивилизаций. Наиболее ранние памятники материальной культуры в Омане датируются концом ПI — началом IV тыс. до н. э. По данным археологии и письменных источников, в ПI тыс. до н. э. население внутреннего Омана (в источниках — страна Маган) вело активную торговлю медью и ол ...