Особенности стиля ораториального жанра
Страница 1

История » Жизненный и творческий путь Георга Фридриха Генделя » Особенности стиля ораториального жанра

"Опера нищих" натолкнула Генделя на поиски массового искусства, но проблему правды в музыке он разрешил в совсем другом плане. Его путеводной звездой была не современная ему легкожанровая драма, а высокое монументальное искусство Англии периода ее художественного расцвета. Он отошел от театра и создал новый жанр, над которым витал дух Шекспира, Мильтона, Перселла, - грандиозные драматические "поэмы", проникнутые идеями гражданской героики.

Работа над ораторией означала для Генделя выход из творческого тупика и идейно-художественного кризиса. В то же время оратория, по типу близко примыкающая к опере, предоставляла максимальные возможности для использования всех форм и приемов оперного письма. Именно в ораториальном жанре Гендель создал произведения, достойные его гения, произведения подлинно великие, именно они определяют сущность его стиля.

Оратория, к которой обратился композитор в 30-40 годы, не была для него новым жанром. Первые ораториальные произведения его относятся еще ко времени пребывания в Гамбурге и Италии. Но именно оратории последних лет можно рассматривать как художественное завершение творческого пути Генделя. Итальянская опера принесла композитору владение вокальным стилем и разнообразными видами сольного пения. Пассионы, английские антемы помогли выработать технику хорового письма; инструментальные произведения способствовали умению пользоваться красочно-выразительными средствами оркестра. Таким образом, богатейший опыт предшествовал созданию ораторий - лучших творений Генделя.

Отбор тематики в ораториях происходил в полном соответствии с гуманными этическими и эстетическими убеждениями, с теми ответственными задачами, которые возлагал Гендель на искусство. Именно гражданское содержание геделевских ораторий и обусловило их легендарно-библейские сюжеты. На протяжении почти двух столетий содержание Ветхого совета входило в повседневную жизнь английского народа. Библейскую поэзию народ сознательно противопоставлял вычурным латинским стихам придворных поэтов или грубоватой продукции "фривольной" реставрационной эпохи. В глазах современников обращение Генделя к библейским темам воспринималась как победа народного начала над аристократическим, национального над придворно-космополитическим, серьезного над развлекательным. Избирая для своих ораторий и акцентируя в них героические образы библейских легенд, Гендель пришел к неведомому дотоле виду массового музыкального искусства. Он первый воплотил в музыке идею величия народной борьбы, первый сделал героем музыкально-драматического произведения не отдельную личность, а весь народ. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной ему опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу.

Использование библейских сказаний в качестве сюжетов для светской музыки не только расширяло круг этих сюжетов, но и предъявляло новые требования и новый социальный смысл. В оратории можно было выйти за пределы общепринятой в современной опере seria любовно-лирической интриги, трафаретных любовных перипетий. Библейские сюжеты не допускали в толковании фривольности, развлекательности и искажений, а всем известные с детства легенды позволяли приблизить содержание ораторий к пониманию широкой публикой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Аграрная реформа Столыпина: цели, осуществление реформы, итоги и значения.
Цели аграрной реформы: развивать капитализм в стране; решить вопрос малоземелья крестьян; ликвидировать феодальные пережитки в деревне; создать в виде крепкого крестьянина-хозяйственника социальную опору в деревне; снизить революционную активность крестьян, выселить беспокой­ных (революционно настроенных) крестьян за Урал на свободн ...

Жилища
Развитие современных сельских поселений шло разными путями. В большинстве случаев постепенно реконструировались старые села. Одна - ко если в районах, например, Айрарата старые дома, которые были в основном глинобитными, сносили и на их месте строили новые каменные, то в других районах, например в Арагацотне, Шираке, Гехаркунике, новые ...

Ливонская война (1558—1583 гг.)
Причина войны: 1. стремление к завоеванию Прибалтики; 2. расширение выхода в Балтийское море и торговли с Европой; 3. недружественная политика Ливонского ордена. Повод к войне: отказ Ордена платить дань за город Юрьев (Дерпт). Ход войны: 1 -ый этап - победы русской армии, взяты Нарва, Юрьев, Мариенбург и Феплин. Магистр Ордена Фюр ...