Реформы 1992-1998 гг. - их экономические и социальные последствия
Страница 4

История » Реформы 1992-1998 гг. - их экономические и социальные последствия

Этнополитическая напряженность давала о себе знать и в некоторых других республиках. Так, в начале 1992 г. радикальное крыло национального движения в Татарстане на всетатарском съезде-курултае предприняло попытку провозгласить государственную независимость республики вне рамок Российской Федерации. Хотя руководство Татарстана и не поддержало радикал-националов, оно не вняло возражениям Москвы против проведения референдума о суверенитете республики. Такой референдум состоялся в марте, и 60% участвовавших в нем высказались за суверенитет Татарстана. В марте 1992 г. всеми республиками Российской Федерации (к прежним добавились бывшие автономные области — Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай, Хакасия), за исключением Чечни и Татарстана, был подписан Федеративный договор. В нем разграничивались полномочия центральных органов государственной власти и "органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации". Согласно этому договору республики получили самые широкие права, вплоть до провозглашения их собственностью земли и ее недр, водных ресурсов и природных богатств. Республики признавались самостоятельными участниками международных экономических отношений. Заключенный в 1994 г. договор о разграничении полномочий позволил разрешить ряд проблем в отношениях между Центром и Татарстаном. Этническая напряженность снизилась и в других регионах, кроме Северного Кавказа. К середине 1992 г. российские войска были выведены из Чечни, а большая часть их вооружения попала в руки сепаратистов. К этому времени явочным порядком, на основе нелегально возникшего рынка оружия, было осуществлено "всеобщее вооружение" народа на территории как Чечни, так и Ингушетии. Дудаев формировал армию независимой республики (президентская гвардия, полк специального назначения, танковый полк и т. д.); а в Пригородном районе Северной Осетии, где обострились отношения между проживавшими там ингушами и осетинами, с обеих сторон создавались отряды самообороны и народного ополчения. В последние дни октября 1993 г. оружие было пущено в ход. По существу, между ингушами и осетинами началась "этническая война". Столкновения привели к вытеснению из Пригородного района всего ингушского населения. В Российской Федерации появились первые "свои" беженцы. В середине 1994 г. Чечня была объявлена исламской республикой. Вместо гражданского кодекса на ее территории внедрялись "законы шариата". Неприятие частью чеченского общества политического Дудаева привело к возникновению оппозиции, которая стала созвать свои вооруженные формирования. Между ними и войсками Дудаева произошли столкновения. Обстановка в Чечне, оказавшейся на грани гражданской войны, казалось, благоприятствовала свержению сепаратистского режима, и 11 декабря 1994 г. в мятежную республику с целью наведения "конституционного порядка" были направлены российские войска. Российские военные столкнулись с упорным и искусно организованным сопротивлением чеченских боевиков. Несмотря на занятие главного города республики Грозного, большей части территории Чечни, оттеснение боевиков в горные районы, массированные артобстрелы и бомбовые удары с воздуха, полностью разгромить сепаратистов не удавалось. Боевики применяли тактику партизанской борьбы и террористических актов (нападение Ш. Басаева на Буденновск и захват больницы с заложниками, рейд С. Радуева в Дагестан). Летом 1996 г., после гибели Дудаева, его преемник А. Масхадов и секретарь Совета безопасности Российской Федерации А. И. Лебедь в Хасавюрте подписали временное соглашение о прекращении боевых действий, а в начале 1997 г. завершился вывод федеральных войск из Чечни. Вслед за этим в мае был подписан договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чечней, предусматривавший решение всех вопросов политическим путем. Вопрос о статусе Чечни был отложен на пять лет.

Несмотря на успехи в проведении курса на финансовую стабилизацию, правительству не удалось добиться вложения капиталов в производство и приостановить спад в промышленности. По сравнению с уровнем конца 80-х гг. промышленное производство сократилось в два раза. И промышленность, и сельское хозяйство оказались недостаточно конкурентоспособны в условиях открытости российского рынка для импорта. Таким образом, реформирование экономических отношений породило ряд проблем, решение которых оказалось не столь простым, как это представлялось на рубеже 80—90-х годов. В результате событий в Чечне произошел рост преступности: хищение поездов, идущих транзитом из России через Чечню, торговля наркотиками, оружием. Через Чечню ввозились фальшивые доллары и рубли. Средства, поступающие из российского бюджета на выплату зарплат, пособий и пенсий, использовались по своему усмотрению, в том числе на приобретение вооружений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Советская военная промышленность и НКВД в 30-е годы
Органы внутренних дел СССР (ОГПУ - НКВД) - второй по значению после Военного ведомства заказчик и потребитель продукции военной промышленности. Например, в 1936 г. общая стоимость заказа НКВД на вооружение и боевую технику составила 158,9 млн руб. в ценах 1926/27 г.; на 1937 г. стоимость заказа планировалась в размере 120,7 млн руб. В ...

Иран и европейские державы
Хотя голландская и английская Ост-Индские компании еще в XVII в. создали свои фактории на побережье Персидского залива, а в начале XVIII в. торговые договоры с Ираном заключила Франция, до конца XVIII в. Иран не играл еще важной роли в колониальной политике европейских держав. Но с первых лет XIX в. он оказался включенным в орбиту агрес ...

Реформа полиции и тюремной системы
Падение крепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку до отмены крепостного права крестьяне находились под властью помещиков, то необходимости в большом полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильный полицейский аппарат был только в городах, в у ...