Реформы 1992-1998 гг. - их экономические и социальные последствияСтраница 3
С 1992 г. в России началось проведение экономических реформ, целью которых была замена государственной собственности частной и установление рыночных отношений. Форсированное осуществление рыночных преобразований вызвало противостояние между законодательной и исполнительной властью — Верховным Советом и президентом. Если август 1991 г. нанес сокрушительный удар по КПСС и всему коммунистическому режиму, то октябрь 1993 г. подвел черту под властью Советов. Принятие Конституции РФ 1993 года завершило в основном политическую реформу в РФ и создало правовые основы новой постсоветской государственности.
Стабилизация финансового рынка. События в Чечне. В условиях "галопирующей" инфляции правительство В. С. Черномырдина своей первоочередной задачей провозгласило стабилизацию финансового рынка. К 1996 г. с помощью внутренних и внешних займов эта задача была в целом решена — уровень инфляции удалось снизить. Цены на товары перестали "нестись вскачь", как это было начиная с 1992 года. Однако финансовое положение страны не обрело прочности: происходил быстрый рост государственного долга; приходилось выплачивать высокие проценты по государственным обязательствам; коммерческие банки предпочитали вкладывать деньги не в производство, а в финансовые операции; многие люди, не надеясь на устойчивость рубля, переводили свои сбережения в доллары. Одной из самых острых проблем для страны стал сбор налогов. Государственная власть столкнулась с массовым уклонением от налогообложения как организаций, так и отдельных лиц. После распада СССР на постсоветском пространстве продолжали обостряться этнополитические конфликты. Гражданские войны на национальной основе охватили часть территории Закавказья (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия), национальный вопрос остро встал в Молдавии (районы проживания гагаузов, Приднестровье). Сложная ситуация складывалась и в многоэтнической Российской Федерации. Несмотря на то, что русские составляли почти 82% ее населения, обилие автономий .разного уровня (республики, области, округа) в условиях становления новой государственности и роста сепаратизма создавало реальную угрозу целостности России. Наибольшую опасность для единства страны представляли события в Чечне. В начале сентября 1991 г. председатель исполкома Общенационального конгресса чеченского народа, генерал в отставке Д. Дудаев, используя рост сепаратистских настроений, взял власть в Чечне в свои руки. Осуществленный им насильственный роспуск Верховного Совета Чечено-Ингушской республики сопровождался захватом телецентра, дома радио, аэропорта, блокированием вооруженными людьми центра Грозного. По сути дела, произошел государственный переворот в масштабах автономной республики и сепаратистское восстание в масштабах СССР. После избрания Дудаева президентом 1 ноября 1991 г. была провозглашена независимость Чеченской республики. Заявление Верховного Совета РФ о незаконности избрания Дудаева президентом и указ Б. Н. Ельцина о введении чрезвычайного положения на территории Чечни (вскоре отмененный) не смогли предотвратить ее фактического выхода из состава РСФСР. Новое положение Чечни было закреплено принятием в марте 1992 г. конституции самопровозглашенной республики Ичкерия.
Национальный состав населения Российской Федерации (по данным 1989 г.)
Народы |
Численность |
% к общей сумме |
Народы |
Численность |
% к общей сумме |
Русские |
120 000 000 |
81,5 |
Азербайджанцы |
336 000 |
0,2 |
Татары |
5 522 000 |
3,8 |
Кумыки |
277 000 |
0,2 |
Украинцы |
4 363 000 |
3,0 |
Лезгины |
257 000 |
0,2 |
Чуваши |
1 774 000 |
1,2 |
Ингуши |
215 000 |
0,1 |
Башкиры |
1 345 000 |
0,9 |
Тувинцы |
206 000 |
0,1 |
Белорусы |
1 206 000 |
0,8 |
Молдаване |
173 000 |
0,1 |
Мордва |
1 073 000 |
0,7 |
Калмыки |
166 000 |
0,1 |
Чеченцы |
899 000 |
0,6 |
Цыгане |
153 000 |
0,1 |
Немцы |
842 000 |
0,6 |
Карачаевцы |
150 000 |
0,1 |
Удмурты |
715 000 |
0,5 |
Коми-пермяки |
147 000 |
0,1 |
Марийцы |
644 000 |
0,4 |
Грузины |
131 000 |
0,1 |
Казахи |
636 000 |
0,4 |
Узбеки |
127 000 |
0,1 |
Аварцы |
544 000 |
0,4 |
Карелы |
125 000 |
0,1 |
Евреи |
537 000 |
0,4 |
Адыгейцы |
123 000 |
0,1 |
Армяне |
532 000 |
0,4 |
Корейцы |
107 000 |
0,1 |
Буряты |
417000 |
0,3 |
Лакцы |
106000 |
0,1 |
Осетины |
402000 |
0,3 |
Прочие народы (насчитывавшие менее 100000 человек) |
Около 1470000 |
Около 0,1 |
Кабардинцы |
386000 |
0,3 | |||
Якуты |
380000 |
0,3 | |||
Даргинцы |
353000 |
0,2 |
Всего: |
147000000 |
100 |
Коми |
336000 |
0,2 |
Генезис абсолютной монархии. Складывание условий для
создания абсолютной монархии в XVI–XVII
веках
Существование сословно-представительной монархии на Руси охватывает период, продолжавшийся свыше 100 лет и насыщенный важными событиями. Прежде всего, следует отметить, что активная внешняя политика России принесла ей новые территории. Разгромлены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В результате вошли в состав России Нижнее и С ...
Реформы Петра
Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не ...
Кризис старой системы управления. Превращение
княжества в республику
Начало XIII в. ознаменовалось кризисом старой системы управления, связанным с превращением княжества в республику. Власть в Новгороде все больше ускользала от князя и концентрировалась в руках выборных должностных лиц из среды могущественного новгородского боярства. Развитие вечевых порядков сопровождалось потрясениями, справиться с кот ...