Русь до принятия христианства
Страница 3

Согласно «Повести временных лет» две трети дани шло на общегосударственные нужды, а треть – лично князю и его дружине и представителям. Княжеские представители в покоренных землях брались из княжеской дружины. При княгине Ольге стали практиковать перевод части местной знати для постоянного проживания в Киев, что привело к срастанию дружины и местной родовой знати. Дружина в конечном итоге разделилась на старшую, из которой стали браться кадры в местные представители, и молодую – личную дружину князя. «Власть отделяется от общества, снижается роль вече, как остатка общеплеменного собрания. Функции суда и управления переходят к князю и его дружине»[4].

Военные походы княжеской дружины во главе со своими князьями имели большое значение: они расширяли международные связи Руси, укрепляли ее могущество и внешнеполитический авторитет, усиливали проникновение других культур в культуру Руси.

В VII–X веках, в период формирования древнерусского государства, восточные славяне были язычниками. «Под термином «язычество» принято обозначать религиозные представления, возникшие во времена палеолита и эволюционировавшие вместе с развитием общества. Для язычества свойственно обожествление стихийных сил природы и общества, постепенно вылившееся в персонифицированных богов»[5].

Религиозные обряды совершались в специально выделенных местах – капищах. Возле капищ жили жрецы – волхвы. Однако институт жречества не оформился в единую систему. Каждое племя славян, создавших древнерусское государство, а таковых по сообщению преподобного Нестора Летописца было 14, покланялось своим родовым богам. И хотя мифология была едина для всех славянских племен, но в каждом племени особо почитались свои боги.

Капища были трех видов: домашние – в которых стояли вылепленные из глины домашние божества – чурки (от славянского чур или щур – предок); общественные – в поселении или рядом с поселением, где стояли вырезанные из дерева (реже из камня, к примеру Акулинское изваяние и Збручский идол) идолы; тайные – устраиваемые в потайных, заповедных местах.

В системе славянских божеств хотя и прослеживается кровное родство, но четкая иерархия не возникла (для сравнения в греческой мифологии прослеживается и кровное родство богов и четкая иерархичность).

Помимо верховных, общих для всех славянских племен божеств, у славян сохранялась вера в тотемных богов животного мира (медведь, бык, петух, и т.д.), а также в низших духов природы (лешии, кикиморы, русалки, и т.д.).

Уже в VI веке Прокопий Кесарийский, описывая религию антов, отмечает, что «они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды»[6]. Этому свидетельству невозможно полностью доверять и распространять его на всех славян. Как известно из летописного сказания Нестора и как это подтверждено современными археологическими исследованиями славяне к моменту возникновения Древнерусского государства не представляли единой общности. Древнерусское государство было, как об этом говорилось уже выше, скорее конгломератом земель, а процессы сплачивания, в конечном итоге приведшие к возникновению унитарного государства, наберут свою силу много позже. Вполне вероятно, что Прокопий описал религиозные верования одного из многочисленных славянских племен и поэтому представляется не правомочным распространять его свидетельства на все племена, вошедшие к X веку в состав Древнерусского государства. Эту же мысль подтверждает и договор Олега с греками от 911 года, в котором говорится, что русичи клялись Перуном и Волосом. С одной стороны здесь можно увидеть проявление многобожия, с другой стороны можно разглядеть формирование иерархии богов (Перун на первом месте, а Волос на втором), а с третьей стороны можно предположить что это племенные боги участников похода. Перун, как это будет показано позже, будет богом покровителем княжеской дружины. Перун «был по преимуществу бог княжеский и боярский. Князь с дружиной, а также часть княжеского окружения, именуемая «гостями» (купцы), клялись еще и Волосом, который назван богом «скотьим», от слова «скоть» – деньги, то есть богом богатства и торговли»[7].

Страницы: 1 2 3 

Отличия крестьянства от холопства
Законодательное призна­ние податной ответственности землевладельцев за своих кресть­ян было завершительным делом в юридической постройке кре­постной неволи крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев, существенно расходившиеся. Частное землевладение стало рассеянной по всему государству полицейско-финансовой аген ...

Завоевание Вавилонии
Объектом следующего из известных нам походов Кира был Вавилон, которому грозила опасность в первую очередь с юга, в результате перехода прежних союзников на сторону Кира. В Вавилонии влиятельные торгово-ростовщические и жреческие круги были недовольны царем Набу-на'идом, а в военном отношении Вавилония была в этот момент крайне слаба. ...

Расстрел
Ночью 16 июля семью разбудили около полуночи и отвели в подвал дома, где им было велено ждать; приближалась Белая Армия, и их якобы должны были перевезти. Принесли три стула; один заняла Александра Фёдоровна, другой – Николай Александрович, Алексей Николаевич лёг у него на коленях, положив ноги на третий стул. Через несколько минут в ко ...