Русь до принятия христианства
Страница 1

Территория будущего Древнерусского государства была заселена племенами, относящимися к восточной ветви славянства. 14 племен упомянутых в летописи Нестора Летописца к IX веку объединились в два суперсоюза: Северный, в котором главенствовали славяне, с центром в Новгороде и Южный, в котором главенствовали поляне, с центром в Киеве. В этих суперсоюзах сложились свои княжеские династии.

Начало единого Древнерусского государства принято относить к 882 году, когда северный, новгородский князь Олег захватил Киев и сделал этот город центром единого государства. Перенос столицы из Новгорода в Киев – факт сам по себе и по своим результатам чрезвычайно важный. Киев, безусловно, имел ряд преимуществ перед Новгородом. Он занимал центральное положение среди русских земель: он был ближе к Византии и к другим государствам, находившимся в ареале Черного и Азовского морей. В Киеве шла более интенсивная, чем в Новгороде торговля и из него легче было оказывать влияние на соседей.

Укрепившись в Киеве, Олег начал покорение и включение в состав крепнущего государства соседних земель: древлян, северян, радимичей. Началась борьба с хазарами за Волжский торговый путь и выходы с Каспийское море. В зону агрессивной политики Олега попала не только Византия, самое сильное и богатое государство IX века, но и государства за Каспием. По свидетельству Абу – Фараджи в составе «руссов», бороздивших вдоль и поперек на своих судах Каспий были русские – славяне, и «вои» из финских племен Поволжья, аланы (осетины) и лезги (лезгины). Княжение Олега, таким образом, входит в историю как время быстрого роста древнерусского государства, аналогичного другим европейским раннефеодальным государствам. Древняя Русь в начале Х века охватывала значительную территорию, население которой обязывалось платить дань Киеву и доставлять киевскому князю военную силу. В руках князя и его приближенных – дружины сосредотачивались значительные материальные ресурсы, часть которых шла на личное обогащение князя и дружинников, а другая часть – на нужды государства.

Однако такое объединение было непрочным и целиком держалось на авторитете и силе князя – завоевателя. Едва только Олег скончался, как древляне, покоренные Олегом, подняли мятеж и попытались отделиться от Киева. В состав Древнерусского государства их вернул преемник Олега Игорь. Игорь продолжил политику Олега: при нем были окончательно покорены тиверцы, которые при Олеге ходили вместе с ним в поход на Византию как независимые союзники Олега; продолжились нападения на Византию и прикаспийские государства. По договору с Византией от 944 года Русь выступает в качестве союзника Византии: Русь брала на себя обязательство не беспокоить византийские владения в Крыму и защищать их от болгар, а Византия признавала за Русью земли близ Керченского пролива и на Таманском полуострове, а также брала на себя обязательство предоставлять греческое войско в распоряжение киевского князя. Такие обязательства свидетельствуют о том, что Русь выступала во внешнеполитических планах Византии в качестве сильного стратегического партнера. «Договор 944 года, – пишет Г.Г. Литаврин, – представляет собой развитие и уточнение положений договора 907/911 годов, а не их отмену или пересмотр. В договоре отражены и новые политические реалии и учтен накопленный за 30 лет общения взаимный опыт»[2].

Закончилось правление Игоря трагично: он погиб в борьбе в древлянами. По видимому после первого покорения древлян у них оставались какие-то остатки автономии, которые Игорь и стремился уничтожить, что выразилось в лаконичных словах летописца о том, что Игорь захотел еще большей дани.

Вслед за смертью Игоря в 945 году его вдова Ольга, уроженка Пскова, совершила новый поход на древлян. Княжеская дружина огнем и мечем прошлась древлянскую землю и истребила лучших мужей во главе с князем Малом. Были разрушены древлянское города, в том числе и столица древлянской земли город Искоростень. Ольга окончательно подчинила себе древлянскую землю, установила в ней «уставы и уроки», основала «становища и логовища». Столь упорная борьба с древлянами становится понятной, если учесть географическое положение земли: она граничила со стремительно росшим Польским государством. В борьбе с Польшей Ольга прибегла даже к помощи Византии. Однако Византия одинаково боялась как чрезмерного усиления Польши, в которой у Византии могли возникнуть церковные проблемы с Римом, так и языческой Руси. Явно не добившись успеха в Византии в 959 году Ольга обратилась к германскому императору Оттону I по вопросу об установлении церковно – политических связей. Этот дипломатический маневр Ольги заставил константинопольского императора быть более сговорчивым: иначе Византия могла потерять стратегически важного союзника, который проявил нескрываемый интерес к Риму. Если же принять мнение Г.Г. Литаврина о том, что Ольга приняла крещение в 956/957 годах в надежде заключить с императорским домом династический брак, и что этот брак заключен еще не был, то вполне понятны становятся опасения Константинополя о переходе княгини – неофитки в католицизм и сближении с германскими императорами. В этих условиях отношения между Константином Богрянородным и Ольгой стремительно потеплели.

Страницы: 1 2 3

Сельское хозяйство
В ахеменидский период на Ближнем Востоке произошли значительные изменения в системе земельных отношений. Обрабатываемая земля была точно измерена, и лучшая ее часть принадлежала царю, храмам, торговым домам. военной знати, чиновникам царской и храмовой администрации. В Вавилонии, Египте, Эламе и Персии из зерновых культур чаще всего се ...

Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае
Введение Работа посвящена изучению истории Китая в конце Х1Х в. и в начале ХХ в. Главной целью работы является освещение истории Китая в период, когда она из крупнейшей азиатской суверенной страны постепенно превращается в зависимое полуколониальное государство. На рубеже ХХ в. перед Китаем стояли две основные задачи - свержение деспоти ...

Судопроизводство
Персы имели свое примитивное право, основанное па обычаях. Решения царя были последней инстанцией и не подлежали изменению. Но царь должен был править в соответствии с традиционными установлениями персов, советоваться с представителями семи знатных родов, которые играли большую роль в правовой жизни страны. В особо важных случаях царь с ...