Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII века - 1878 г.)
Страница 1

История » Босния и Герцеговина, Воеводина, Сербия, Словения, Хорватия в XIX – начале ХХ вв. » Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII века - 1878 г.)

Черногория в конце XVII - начале ХIХ вв. представляла собой юридически составную часть Османской империи, но на практике уже с конца XVII в. фактически самоуправляемую иерархию. Ее вассальные отношения с Портой сводились лишь к уплате дани, которая впрочем поступала весьма нерегулярно. Небольшое горное бесплодное пространство с населением около 80 тыс. человек, при полном отсутствии городов и четко определенных границ - такой представлялась Черногория в начале XIX в. Центром Черногории являлся Цетинский монастырь, вокруг которого было разбросано несколько домов черногорских старейшин.

Специфика развития Черногории заключалась в ее географической изолированности горами от других частей империи. Единственной контактной зоной с христианским государством был район Боки Которской, до 1797 г. принадлежавший Венеции, а затем перешедший под австрийское управление. Здесь происходила меновая торговля черногорцев продуктами своего натурального хозяйства на соль, боеприпасы, домашнюю утварь. Экономическое положение черногорских земель, где единственной отраслью хозяйства было разведение овец и коз на скудных растительностью склонах гор, было бедственным, и если бы не помощь России, которая с конца XVIII в. почти ежегодно снабжала Черногорию хлебом, стране угрожал бы голод. Ремесла в Черногории развиты не были, не было дорог, различие в имущественном положении племенных старейшин и рядовых черногорцев было минимальным.

Приобретение плодородных земель в долинах Герцеговины, в районе Скадарского озера и Приморья было таким образом для Черногории насущной необходимостью. Расширение территории, выход к морю наряду с задачей получения официальной независимости становятся политической программой черногорских правителей вплоть до 1878 г.

В конце XVIII в. и в первой половине XIX в. во главе Черногории стояли духовные лица - черногорские митрополиты, а с 1851 г. - светские правители - князья. Причина полутеократического характера власти Черногории в первой половине ХIX в. была не только в той особой объединяющей роли, которую традиционно играла православная церковь для разрозненных черногорских племен, но и в характере черногорско-русских отношений. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мира, Россия являлась покровительницей единоверцев в Османской Турции, и, принимая у себя черногорского митрополита, оказывая материальную помощь черногорскому населению, формально соблюдала принцип невмешательства во внутренние дела Порты, лишь помогая православным.

Основными задачами черногорских правителей в XIX в. во внутренней жизни Черногории были:

- преодоление разобщенности и вражды черногорских племен;

- централизация власти, организация государственного аппарата управления и безусловное подчинение племенных старейшин правителю;

- ликвидация пережитков родо-патриархального уклада жизни, таких как кровная месть, самосуд, другие проявления обычного права;

- формирование отрядов регулярной армии.

Национальные задачи Черногории требовали консолидации всех сил, а страна постоянно находилась в междоусобных распрях. Черногорские племена (негуши, пиперы, васоевичи, куча, белопавливичи и др.) традиционно враждовали между собой.

Задачу прекращения племенной розни решали правившие Черногорией в первой половине ХIХ в. духовные владыки, митрополиты из племени негушей Петр I Негош (1782 – 1830 гг.) и Петр II Негош (1830 – 1851 гг.).

Во время правления Петра I Негоша был принят “Законник” (1798 г.), регулирующий имущественные отношения, сформировано правительство и создан прообраз государственного аппарата - Народная канцелярия. На основании статей "Законника" Петр I Негош и его правительство пытались решать как гражданские и уголовные дела, так и организовать сбор налогов для поддержания центральной власти. Мероприятия эти наталкивались на сопротивление племенных старейшин. Петр I продолжал совершенствовать “Законник”. Внося в него новые статьи, пытался он реформировать и систему управления краем. В своей реформаторской деятельности он опирался на поддержку России. Особенно тесными были контакты Черногории и России в период наполеоновских войн, когда разрабатывался даже русский план создания на Балканах автономных или независимых государств в качестве заслона Наполеону. Центральная роль здесь отводилась Черногории. Однако после Тильзитского мира Россия отказалась от этой мысли и черногорский владыка безуспешно пытался добиться хотя бы присоединения к Черногории отвоеванной черногорцами у Наполеона Боки Которской. Несмотря на неудачу своих внешнеполитических инициатив и некоторое ослабление черногорско-русских связей, Петр I Негош оставил своему племяннику и преемнику Петру II Негошу наказ: “Богу молись и России держись”, ставший лозунгом черногорских правителей и в последующие времена.

Страницы: 1 2

Культурно-историческое развитие арабо–православной общины в VIII–XVIII вв.
Историческая судьба православных арабов, одного из малоизвестных осколков византийского мира, являет собой интереснейший вариант диалога цивилизаций, столкновения и синтеза различных культурно-исторических традиций. С самого начала культура арабо-православной общины носила двойственный, промежуточный характер, сочетая в себе как элемен ...

Наступление войск Северной Кореи: река Хангап.
В сложившейся обстановке командование КНА решило разгромить остатки АЮК, сосредоточенные на южном берегу Хангана (около 25 тысяч человек), до подхода крупных сил США. На рассвете 29 июля после пятнадцатиминутной артиллерийской подготовки передовой отряд 105-й танковой дивизии форсировал реку Хаиган и захватил плацдарм на южном берегу. ...

Взаимоотношения купечества и российского дворянства
Взаимоотношения купечества и дворянства были не совсем простые. Во многом их отношения усложнялись тем, что правительство было на стороне дворян и не собиралось отменять крепостное право. А это вмешательство в крепостнической России постоянно имело место в интересах дворянства, в ущерб купечеству и другим сословиям. В этом отношении инт ...