Начало восстановления разрушенного хозяйства
Страница 1

История » Приднестровье в годы Великой Отечественной войны » Начало восстановления разрушенного хозяйства

К маю 1944 г. фронт от Черного моря до Дубоссар стабилизировался по линии Днестра, а далее - по направлению на Корнешты - севернее Унген. Города Тирасполь, Григориополь, Дубоссары, приднестровские села, переправы через Днестр находились в сфере досягаемости артиллерийского огня противника, кроме того, их бомбила немецкая и румынская авиация. Тем не менее восстановительные работы начались сразу после изгнания врага.

Жизненно важной для успешных действий советских войск была реконструкция железной дороги. В Тирасполе ремонт железнодорожных объектов возглавил один из старейших рабочих-железнодорожников В.М. Твердохлебенко, назначенный начальником станции. По его призыву на ремонтные работы вышли сотни людей. Уже через три дня после освобождения города станцию сдали в эксплуатацию. За это время подразделения железнодорожных войск успели «перешить» на широкую колею линию Раздельная-Тирасполь, и 15 апреля в город прибыл первый воинский поезд. К 10 мая была реконструирована и линия Слободка-Рыбница.

3 мая 1944 г. началось строительство моста через Днестр в Рыбнице. Из города и окрестных сел на стройку ежедневно выходили 4-6 тыс. рабочих, и хотя их привлекали к работам в порядке трудовой мобилизации, люди, проникшись патриотическим духом, трудились самоотверженно. Работали круглосуточно. До 15 мая вручную были уложены в насыпь 61,5 тыс. кубометров грунта и щебня, заготовлено и доставлено на стройку 240 кубометров леса. Строительство моста, военное и экономическое значение которого трудно переоценить, завершилось через 21 день - 24 мая по нему проследовал первый поезд.

Особо были отмечены заслуги молодежи: 1366 молодых рабочих, объединенных в 106 бригад, выполнили 40% земляных работ, 25 бригад давали по две-три нормы в день, завоевав по итогам соревнования почетное звание фронтовых. За трудовую доблесть молодые бригадиры Л. Павлюк, А. Молдован, К. Балан, П. Лазарь и многие другие были удостоены благодарности военного командования и денежных премий, 10 рабочих награждены дипломами Президиума Верховного Совета МССР, 52 - почетными дипломами ЦК комсомола Молдавии.

В период Ясско-Кишиневской операции, когда оккупанты были изгнаны из Бендер, началось строительство бендерского моста. Вместе с подразделениями железнодорожных войск здесь трудились около 2 тыс. молодых тираспольчан, а также жители Бендер и окрестных сел. В ходе работ было забито в грунт 460 свай, установлено 750 тонн металлоконструкций, вручную насыпано 2800 кубометров грунта. Через 19 дней после освобождения Бендер мост длиной 311 метров был сдан в эксплуатацию, а 12 сентября 1944 г. по нему началось движение поездов. ЦК Компартии Молдавии отметил трудовую доблесть рабочих бригад, руководимых бригадирами Козачком, Ротарем, Монфеску, Зинковым, которые выполняли производственные нормы на 150-200%.

К восстановлению промышленности в регионе приступили еще до формирования местной администрации. В Тирасполе уже в апреле 1944 г. рабочие начали расчистку территории консервных заводов им. 1 Мая и им. П. Ткаченко, механического завода им. Кирова. В мае из эвакуации возвратилась группа специалистов во главе с директором завода им. Кирова Ф.И. Перковым, и работа еще более активизировалась. Извлеченные из-под развалин сверлильный и несколько токарных станков были отремонтированы и установлены в уцелевших цехах.

Страницы: 1 2

Пусанский плацдарм.
Разгром 24-й дивизии оказался первым крупным поражением американцев в Корее. Затем северокорейские части 21 июля преодолели хребет Собэксан и вышли к последней естественной преграде па пути к юго-восточному побережью полуострова - реке Нактонган. Это вторая по величине река в Корее, ее длина равна 524 км, а ширина в нижнем течении дости ...

Прощание с армией
Царский поезд, ставший пленному Государю тюрьмой, уезжает в Ставку. «Победители» милостиво разрешили бывшему Царю и Верховному Главнокомандующему попрощаться с армией. Поздно вечером 16 марта Государь возвратился в Могилёв, куда на следующий день прибыла Государыня Императрица Мария Фёдоровна. В Могилёве на вокзале Николая встретил ген ...

Невская битва
Летом 1240 г. шведы под командованием военачальника Биргера неожиданно появилась в Финском заливе, и пройдя по р. Неве, стала в устье р. Ижоры. Здесь шведы раскинули свой временный лагерь. Новгородский князь Александр Ярославич, спешно собрав небольшую дружину и часть ополчения, решил нанести противнику неожиданный удар. 15 июля 1240 г. ...