Типологические характеристики первобытного человекаСтраница 4
Характерными чертами орудий “галечной культуры” являются: а) примитивность; б) разнообразие случайных форм, отсутствие повторяющихся стандартов.
Функционально–морфологические характеристики целостности изделий человека нижнего палеолита обосновывают появление специфических эстетических качеств выразительности их форм.
В дальнейшем происходит формирование искусственной преобразованной среды обитания, создание эстетики техносферы. Тем самым через эстетическую деятельность в ее историческом пространстве и времени древние люди находили благоприятные условия (гомеостаз) для своего становления.
Именно формирование предметно–практических способностей людей эпохи нижнего палеолита (навыков обработки камня, умений, наблюдений, широкого опыта) образуют основу для возникновения и развития духовно–практических способностей (в историческом плане – магии, мифов, традиций, обычаев, верований, табу, форм общения), которые, в свою очередь, являются исходной социально универсальной программой для возникновения и развития художественных и теоретико–познавательных способностей (практически–духовных способностей). Эти базовые условия способствовали развитию целенаправленных действий человека по изменению предметного мира, по преобразованию и развитию системы значений и навыков. В целом появление эстетического способствовало уходу от стихийной случайности в человеческой жизнедеятельности, утверждению человечности в человеке и человеческой разумной упорядоченности! Ведь древний человек овладевал опытом эстетических переживаний и наслаждения не только в сфере орудийной деятельности. Постепенно у него развивалось чувство эстетической дистанции от утилитарной полезности, изменяется соотношение праксиологического и аксиологического подходов.
В социальной структуре древних обществ приведены многочисленные факты, свидетельствующие о не менее широком их распространении в сфере культов и первобытного искусства, причем эти факты почерпнуты не только из фольклорного и культурно-исторического материала, но и из разработки лингвистических данных.
Для древнейшего человека характерно мифологическое сознание. Первобытные люди были ещё не способны воспринимать творения своей фантазии как творческий вымысел, но видели в них правдивое описание "высшей" реальности. И всё же мифологические образы, представления отчасти проверялись практикой, опытом. Человеческое сознание было двухуровневым; реалистическим – "снизу" и мифологическим – "сверху".
Первобытная культура – ранняя форма человеческой культуры. Основными её свойствами были синкретизм и традиционность.
Синкретизм (гр. synkretismos соединение) выразился прежде всего в нерасчленённости, единстве трёх форм бытия – культуры, общества и человека. Здесь каждый член родоплеменного коллектива равен целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна причёска, одни украшения, пляски, мифы, обряды. Иными словами, "я" полностью растворено в "мы" и точно так же культура этого родоплеменного "мы" тождественна с "мы – обществом" и с каждым входящим в него "я". Нерасчленённое, целостное мышление первобытного человека, как и сознание ребёнка, давало волю мощной фантазии, которая превосходила во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления.
Стадия палеоантропов.
Палеоантропы — древние люди (неандертальцы, по лат. Homo sapiens neandertalensis) существовали в диапазоне от 300 до 30 тыс. л. С ними связана мустьерская археалогическая культура (100—35 тыс. л. назад). Названы по месту одной из первых находок в м. Неандерталь в Германии (1856 г.). Неандертальцы являются ветвью тупиковой, т. е. не имею ...
Глава 27
В начале XVIII века в Европе считали, что англичане склонны к революции и переменам, тогда как французы казались весьма консервативными людьми. Спустя сто лет мнение диаметрально изменилось. Какие события заставили европейцев изменить свои взгляды на англичан и французов?
В начале 18 века Англия была страной, пережившей гражданскую вой ...
Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном.
Подготовка церковной реформы
Важнейшее дело предпринял Никон в церковном строе богослужения. Давно уже, еще со времен Максима Грека, замечались разноречия в богослужебных книгах; естественно, возникала мысль о вкравшихся в этих книгах искажениях, о необходимости найти и узаконить единообразный правильный текст. Эта потребность усилилась с введением книгопечатан ...