Основные принципы производственной деятельности и социальной политики Г. Форда
Страница 8

История » Эволюция фордизма » Основные принципы производственной деятельности и социальной политики Г. Форда

Главным принципом Форда было сохранение семьи рабочего. По его мнению мужчина выполняет свою работу на фабрике, а женщина дома. Работа не должна уничтожить семейное благополучие [13, c.104].

Кроме того, Форд желал улучшить условия жизни рабочего, т. к он этого заслуживает. Когда всё хорошо дома, когда нет финансовых затруднений рабочий работает с полной отдачей. Он считал, что рабочему нужно давать больше работы, чтобы заработная плата была выше [13, c.90].

В то время фабрика Форда была самой лучшей, рабочие тянулись сюда со всей Америки. Компания предлагала самые лучшие условия для работы - это чистые и безопасные помещения, лояльное отношение начальства, но и ещё конечно же высокая заработная плата. Главный девиз компании - “Промышленность не требует жертв" [13, c.98].

Главной головной болью того времени была низкая заработная плата. Генри Форд стал постепенно задумываться о судьбах своих рабочих. Есть своего рода предание, будто Форд задумался о рабочем вопросе под влиянием двух моментов. Когда он в конце 1913г. обходил завод в Хайленд - Парке со своим сыном Эдселом, познавательная экскурсия омрачилась неприятным зрелищем - дракой рабочих. Спрошенный о её причинах инженер Джон Р. Ли ответил боссу, что люди ведут себя, как дикари, раз живут в кошмарных условиях, а зарплаты едва хватает. Вторым моментом стало обсуждение бюджета компании на 1914г. [44, c.137].

На самом деле Форд один из первых понял, что чтобы рабочий хорошо работал ему надо хорошо платить. Он сказал следующее: ”Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять” [53, c.5].

Основные положения фордовской социальной программы, которая после января 1914 г. дорабатывалась и частично изменялась в ходе выполнения, сводились к следующему:

“Минимальная плата за всякий род работы, при известных условиях, была финансирована в 5 долл. ежедневно. Одновременно мы сократили рабочий день с десяти до восьми часов, а рабочую неделю до 48 рабочих часов. При всём том, здесь не было ни капли благотворительности. Многие предприниматели думали, что мы опубликовали план потому, что наши дела шли хорошо, и нам была нужна дальнейшая реклама. Они жестоко осуждали нас за то, что мы опрокинули старый обычай, скверный обычай платить рабочему ровно столько, сколько он согласен был взять" [13, c.106].

“Наша идея была разделить прибыль. Прибыль принадлежала трём группам: во-первых, предприятию, чтобы поддерживать его в состоянии устойчивости, развития и здоровья; во-вторых, рабочим, при помощи которых создаётся прибыль; в-третьих, до известной степени также и обществу [13, c.134]. Рабочих мы разделили на 3 группы, и доля каждого была разной. Эти категории состояли из 1) женатых людей, которые жили со своей семьёй и хорошо содержать её.2) холостых, старше 22 лет, с явно выраженными хозяйственными привычками.3) молодых мужчин, моложе 22 лет, и женщин, которые служили единственной опорой для каких-нибудь родственников [13, c.107].

"Пять долларов за рабочий день" - сердцевина фордовской социальной программы. Во всех заявлениях компании этот главный пункт назывался "разделом прибылей", но фактически устанавливалась новая минимальная ставка, состоявшая из двух частей - основной ставки и надбавки (доли в прибылях). Получавшие ранее от 23 до 38 центов в час при 9-часовом рабочем дне получали ту же основную ставку за 8 часов и надбавку, доводившую расчетную сумму до 5 дол. в день. Это и был новый заработок для большинства рабочих. Высокооплачиваемым рабочим, получавшим от 38 до 48 центов в час, теперь платили, вместе с надбавкой, до 6 дол. в день, а получавшим более 48 центов - до 7 дол. Это уже "потолок", дальше начинались ставки служащих. В начале апреля 1914 г. около 200 рабочих зарабатывало 7 дол. в день, примерно тысяча - 6 дол., и 15 тыс. работников получали или готовились получать по 5 дол. [44, c.137].

В начале 1914 г. в компании был создан социологический отдел, изучавший поведение и материальное положение рабочих (отсюда его название) и дававший рекомендации о выплате надбавок. Вначале им руководил инженер Джон Р. Ли - тот, что в конце 1913 г. объяснил Форду причину драки рабочих в цеху, а с 1917 г. - отставной священник местной епископальной церкви Сэмюел С. Маркуис. Оба доброжелательно относились к рабочим и стремились не просто собирать о них необходимые сведения, но и проводить настоящую социальную работу.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Реформы 1992-1998 гг. - их экономические и социальные последствия
Я выбрала тему реформ 1992-1998 годов, потому что она для меня более близка. Мне было 6 лет, когда начались эти реформы. После распада СССР, стране и ее жителям пришлось нелегко. Мои родители и более старшее поколение до сих пор вспоминают те времена со страхом. Когда с полок магазинов сметалось все, когда рубль просто перестал быть ден ...

Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.
После Пугачевского восстания Екатерина II скорректировала свою внутреннюю политику. Она застала большее внимание уделять реформированию государственного устройства, окончательно сделала ставку на дворянство как опору самодержавия, пошла на уступки дворянам и купечеству. Она усовершенствовала систему местного самоуправления. Российская и ...

Вторжение в половецкие земли
Покорив Закавказье, татаро-монголы вышли в тыл своим давнишним противникам-половцам. Понимая, что им в одиночку не справиться со столь опасным врагом, половцы отступили к западу, к русской границе, и попросили помощи у русских князей. Весной 1223г. начался поход объединённого войска южнорусских князей и половцев. А уже 31мая 1223г. у в ...