Введение
Страница 1

Конец 80-х - начало 90-х годов знаменовались для СССР отсутствием реальных результатов перестройки, начатой М. Горбачёвым. Набиравший обороты экономический кризис остудил оптимизм по отношению к выбранному курсу реформ.

В обществе начались необратимые процессы разделения на социальные группы. Развернулась дискуссия о путях преобразования советского общества.

В этот период было предложено начать поиск национальной идеи будущего возрождения государства. Это даст толчок к появлению этнических, национально-освободительных и национально-возрожденческих движений, которые будут ставить вопросы национально-государственного строительства, межнациональных отношений, культурного и языкового развития. На политическую арену выходят свежие силы в лице различных неформальных организаций.

Именно в это время на политической сцене России громко заявляет о себе казачье движение, учредив в г. Москве общественно-политическую организацию Союз казаков[1], которая выскажет свое видение будущего обустройства Российского государства. Казачество становится активным участником современного исторического процесса и поэтому вызывает интерес не только со стороны различных политических движений и партий, но и исследователей. Казачество интересует исследователей, во-первых с точки зрения исторических аналогий и поиска перспектив дальнейшего возрождения,

Во-вторых, интерес к нему вызван как к организованной части российского общества, объединенной вокруг патриотической идеи, провозглашающей демократические лозунги и преследующей определенные политические цели.

Несмотря на то, что многовековой процесс зарождения, становления и развития казачества в России был насильственно прерван в первой четверти XX в., элементы казачьей культуры сохранились в повседневной жизни, активизировалась деятельности казачьей интеллигенции в период перестройки, что способствовало зарождению казачьего движения в стране.

В основе этого движения лежали идеи возрождения казачества, которые отчетливо обозначились уже в 80-е годы прошлого века. Первоначально эти идеи не получили широкого общественного резонанса, но уже спустя несколько лет о процессе возрождения казачества стали говорить не только на обыденном уровне, но и в сфере государственной политики и академической науки.

Этот процесс получил устойчивое развитие в 73 субъектах Российской Федерации.

Сегодня особую актуальность приобрел вопрос о разработке комплексной государственной программы поэтапного экономического и культурного возрождения казачества.

Всё это делает социально-философское осмысление такого феномена как возрождение казачества, актуальной познавательной задачей,

Интерес к самобытной культуре казачества заставил ученых обратиться к проблемам его истории, лежащим в основе идей возрождения казачества: его происхождение и формирование, особенности хозяйственной деятельности, обычаи, традиции и культура; русская культура, казачество и православие; казачество в войнах России, участие казаков в народных движениях, войнах и революциях; казачество и российское государство; традиции самоуправления; судьбы казачьей эмиграции; казачество и народы Северного Кавказа; казачество и советская власть.

В современной научной литературе широко обсуждаются такие вопросы, как процесс возрождения казачества, его истоки, взаимоотношение с государством и властными структурами, оценка общественным мнением данного процесса. Что касается идей возрождения казачества, которые являются важнейшим элементом современного казачьего движения, то они в самом общем виде они рассматривались в работах Астапенко М.П., Вырелкина В.П., Гомулова В.И. и др.

В основе идеи возрождения казачества лежат аспекты, которые невозможно осмыслить без глубокого научного анализа процесса возникновения казачества, его генезиса, роли и места в историческом прошлом России. В современной литературе, посвященной казачеству , по этой проблеме можно отметить работы таких авторов как С. Тхоржевского, А.П. Пронштейна. Н.И. Никитина, А.Л. Станиславского, Н.А. Мининкова и др. В монографических исследованиях данных авторов был поставлен вопрос о казачьей общине на Дону, обозначены различные подходы к ее исследованию.

Страницы: 1 2 3

Участие Украинцев в борьбе против царизма. Движение декабристов, его оценка
Война с Наполеоном привела к неожиданному результату. Солдаты и офицеры, которые в составе русской регулярной армии и ополченских казачьих полков побывали за рубежом в 1813-1815 годах, повидали страны, где крепостное право было уже отменено, глубже ознакомились с демократическими идеями Французской буржуазной революции конца XVIII века. ...

Пуританство
Вместе с зарождением нового, капиталистического способа производства, появилась и буржуазная идеология, которая сразу же вступила в непримиримую борьбу со средневековой идеологией. Вместе с тем, являясь одной из первых буржуазных революций, Английская революция эту новую идеологию наполнила религиозным смыслом, что явилось следствием м ...

Глава 18
Т. Джефферсон назвал книгу А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) лучшей книгой современности, а его соотечественник А. Гамильтон идею шотландского экономиста о способности экономики к саморегуляции оценил как фантазии. Расскажите, как отличались социально – политические взгляды этих американских лидеро ...