Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов, их
программные проекты — "Конституция" Н.М. Муравьева и "Русская
Правда" Пестеля. Восстание декабристов 14 декабрСтраница 1
Общеизвестно, что толчком к формированию взглядов декабристов стала Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Вместе с тем необходимо учитывать, что в движении декабристов принимали участие наиболее образованные, творчески мыслящие, деятельные представители дворянского сословия, составляющие интеллектуальную элиту России. Первое поколение российских революционеров рассматривало вооруженное выступление против власти как меру вынужденную, обусловленную медлительностью правительства, запаздывающего с реформами. В этом плане представляет интерес эволюция взглядов декабристов в период 1816-1821 гг., выразившаяся в смене тактики и методов деятельности. Если первоначально члены "Союза спасения" — тайной декабристской организации, возникшей в 1816 г., ставили своей целью изменение существующего строя (введение конституции и отмену крепостного права) путем вооруженной борьбы и насилия над властью, то "Союз благоденствия", существовавший в 1818-1821 гг., своей задачей считал "борьбу за общественное мнение", т.е. стремился подготовить русское общество к принятию реформ, обещанных царем.
Следующим шагом на пути развития декабристского движения стало создание двух тайных обществ - Северного в Петербурге во главе с Н. Муравьевым и Южного на Украине, возглавляемого П.И. Пестелем. К 1821-1822 гг. будущие декабристы окончательно убедились в том, что правительство Александра I отказалось от осуществления обещанных преобразований и вернулись к первоначальной тактике вооруженного переворота. В концентрированном виде взгляды декабристов были изложены в двух программных документах - "Русской Правде" П.И. Пестеля и Конституции Н. Муравьева. Общими чертами, объединяющими программы, были отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод, ликвидация неограниченного самодержавия, создание новой системы государственного управления на основе разделения властей и решения национального вопроса. Реализация этих идей превращала Россию в государство, подобное европейским, открывала дорогу капиталистической модернизации, достаточно радикально ликвидировав феодальные отношения. Но подходы к решению обозначенных проблем у авторов были разные: Пестель предлагал радикальный вариант преобразований: ликвидацию монархии и провозглашение республики при сохранении единой и неделимой России с сильной центральной властью; уничтожение сословий и введение единого гражданского статуса для всех народов, населявших Россию.
Политическую самостоятельность Пестель предусматривал только для Польши. Получение гражданских прав ограничивалось возрастным и половым цензом. Своеобразным было решение аграрного вопроса: предусматривалось частичное сохранение земельной собственности помещиков, а из конфискованных излишков создавался общественный фонд для наделения землей нуждающихся крестьян. Н. Муравьев предлагал умеренный вариант преобразований: сохранение монархии и превращение царя в главного государственного служащего, обладающего исполнительной властью и получающего жалование. Для принятия законов вводился парламент, депутаты которого должны были избираться на основе имущественного ценза. Гражданскими правами наделялись лица не моложе 21 года, имевшие постоянное место жительства, обладавшие движимой и недвижимой собственностью, уплатившие налоги и не состоявшие "в услужении". Иначе решались аграрный и национальный вопросы: предполагалось после освобождения наделять крестьян двумя десятинами пахотной земли и усадьбами. Россия преобразовывалась в федерацию из 14 держав и 2-х областей с самостоятельным управлением.
Религия структурообразующий компонент
Западноевропейской средневековой цивилизации
Характерный признак Средневековой цивилизации Запада господство мировой религии, христианства. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии, церкви было столь велико. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, фил ...
Сельское хозяйство
В ахеменидский период на Ближнем Востоке произошли значительные изменения в системе земельных отношений.
Обрабатываемая земля была точно измерена, и лучшая ее часть принадлежала царю, храмам, торговым домам. военной знати, чиновникам царской и храмовой администрации. В Вавилонии, Египте, Эламе и Персии из зерновых культур чаще всего се ...
Участие торгового
сословия в представительных, совещательных, общественных организациях и
учреждениях
Сословиями принято называть общественные группы, обладающие определенными правами и обязанностями, которые закреплены в обычае или в законе и передаются по наследству. При сословной организации общества положение каждого человека находится в строгой зависимости от его сословной принадлежности, которая определяет род его занятий, круг об ...