Этнокультурные традиции. Хозяйственные занятия

Этнокультурные особенности Армении » Этнокультурные традиции. Хозяйственные занятия

Традиционный образ жизни, веками сохранявшийся армянским народом, сложился на основе комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства, в условиях вертикальной зональности и умеренно континентального климата. В долинах и низменностях преобладало земледелие, в первую очередь хлебопашество, а в высокогорной зоне - скотоводство. Возделывали главным образом пшеницу, полбу, ячмень, коноплю. Обнаруженные археологами на Армянском нагорье различные виды зерен дикой пшеницы, ячменя и полбы дают основание полагать, что здесь находился один из первоначальных очагов их культивирования. Со временем в Армении было вы ведено множество сортов культурной пшеницы и ячменя. Лучшие сорта пшеницы, например ванская тир, издревле славились далеко за пределами страны. орхидея отцвела что делать дальше

Важнейшей отраслью земледелия в низменных и предгорных районах было поливное виноградарство. Оно развивалось в теплых и солнечных долинах и на склонах гор, обычно в местах с каменистой и сухой почвой. В районах Армении с суровыми зимами, например в Араратской долине, нельзя оставлять виноградную лозу под открытым небом, поэтому в октябре, после сбора урожая, ее окапывали, засыпая толстым слоем земли. Вообще же в Армении культивируют преимущественно низкие, стелющиеся кусты винограда (эти кусты - излюбленный мотив декора в армянской архитектуре; их можно найти, в частности, на барельефах храма Звартноц, сохранившегося с VII в.). Техника разведения виноградников и ухода за ними, выработанная еще в эпоху Урарту, мало менялась на протяжении столетий. С древнейших времен в Армении возделывались эндемичные сорта винограда. При раскопках урартского города Тейшебаини (Кармир-блур) были обнаружены косточки хорошо известных и в наше время сортов винограда из Араратской долины - воскеват (харджи), мехали, арарати (хачабаш) и др.

Как свидетельствуют археологические находки, в том числе клинописные тексты, на Армянском нагорье уже в эпоху Урарту было широко развито виноделие, а его техника стояла на таком высоком уровне, что в последующем происходило лишь частичное ее совершенствование. С той далекой поры были найдены просторные складские помещения со множеством глиняных сосудов - карасов, в которых хранилось вино. По утверждению Г. Капанцяна, распространение в Европе слова <вино> шло от армянского гини и грузинского вини.

С древности полеводство и виноградарство в Армении обычно сочета лось с садоводством, а позднее с огородничеством. Вдоль рек разводили фруктовые сады, собирая богатые урожаи абрикосов, персиков, айвы, черешни, миндаля, а в горных районах культивировали яблони, груши, сливы и вишни. Считается, что Армения - родина абрикоса, известного в ряде мест под названием <армянское яблоко>. Многие плодовые деревья можно встретить в Армении и в диком виде. Об этом свидетельствует даже топонимика: в стране есть названия Хндзорут (Яблоневый лес), Тандзут (Грушевый лес), Шлорут (Сливовый лес), Балут (Вишневый сад), Циранут (Абрикосовая роща), Дехдзут (Персиковая роща), нкузут (Лес из ореховых деревьев), Гунут (Кизиловый лес) и др.

Обстоятельное изучение другой важнейшей отрасли хозяйства армян скотоводства, основанное на широком круге источников, принадлежит Ю.И. Мкртумяну. Приведу некоторые данные из его трудов. О раннем рас пространении скотоводства у армян свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, в которых обнаружены костные останки различных домашних животных. Разводили главным образом волов, коров, буйволов, овец, в меньшем количестве - коз, а также лошадей, ослов и свиней. Особое значение в хозяйственной жизни армян, как и других земледельческих народов, имел крупный рогатый скот.

Хозяйственная жизнь древних армян нашла свое отражение в фольклоре. Так, в сказках вол и корова наделяются чудесными свойствами: вол может предсказать своим хозяевам будущее, красная корова заменяет осиротевшим детям родную мать. С культом быка связаны магические ритуалы, <обеспечивающие> плодовитость домашнего скота, здоровое потомство у новобрачных.

К скоту относились с особой заботой, от сглаза и порчи на шею или рога вешали амулеты и обереги (дахдхан, пршни и др.), молились за больную корову, а чтобы вылечить, поливали ее голову молоком. Для отвода дурного глаза иногда сжигали кусочек ткани рядом с коровой или разжигали кизяк из ее навоза и кидали в огонь кусок теста, который, лопаясь, символизировал выздоровление. С этой же целью перед выгоном скота ранней весной на лбу лучшего животного разбивали яйцо либо окрашивали лбы и кончики хвостов красной краской, обладавшей, по представлению народа, чудодейственной силой. Если случалось, что благодаря какой-нибудь скотине крестьянин богател, то ее не продавали, а держали в хозяйстве до самой смерти, а затем отрезали голову и зарывали ее перед входом в хлев либо прикрепляли к столбу дома ее рога, чтобы обеспечить этому дому дальнейшее процветание.

Вооруженные силы, военная мощь
Армия На протяжении всей своей истории она была одним из главных элементов османского могущества. Можно выделить три основных этапа ее эволюции. — С XIV по XVI в. это могущественная армия. Султаны создали армию, полностью связанную с личностью монарха, опирающегося на местных беев, достаточно могущественных, но исполнявших всего лишь ...

Культура, образование и наука в конце XIX – начале XX вв. «Серебряный век».
Наука . Россия рубежа XIX – XX вв.внесла весомый вклад в мировой НТП, который был назван «революцией в естествознании». Русским ученым принадлежат выдающиеся открытия в области физике, математике, биологии, химии… Физик Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присуще волновым процессам различной природы, сделал иные откры ...

Основные направления внутренней и внешней политики Александра III. Экономическое развитие России в 80-90-е гг. XIX вв. Курс на модернизацию промышленности. Рабочее движение и распространение марксиз
Александр III (1881-1894) расправился с народовольцами, участвовавшими в убийстве его отца, отправил в отставку либеральных министров Александра II (Д. А. Милютина, М. Т. Лорис-Меликова). В то же время крестьян перевели на выкуп, сам выкуп снизили, отменили подушную подать, стали вводить рабочее законодательство. В 1884 г. начинается се ...