Великие мореходы
Страница 2

Гораздо более привлекательным, чем населенные «дикими» племенами острова Карибского моря, направлением для мореплавания был маршрут в богатую золотом и какао Центральную Америку на территорию, где сейчас находится Коста-Рика, Панама и Никарагуа.

При исследованиях знаменитого «Колодца жертв», который находится близ города Чичен-Ица на Юкатане, были обнаружены золотые изделия, происхождением с панамских берегов Центральной Америки. Еще одним доказательством развитых торговых связей между майя и народами Центральной Америки является обнаруженная археологами в Никарагуа и Коста-Рике майяская керамика, датируемая началом первого тысячелетия н. э. Кроме того, на северном побережье Коста-Рики был найден сланцевый диск с нанесенными на него иероглифами майя. Его возраст определяется как третий-четвертый века н. э., а изготовлен он был в упоминавшемся выше Тикале. Там же археологи обнаружили сделанную из нефрита фигурку майяского божества, которая по стилю напоминает изделия горных майя из Каминальгуйю (Гватемала) и так же относится к началу первого тысячелетия н. э.

Но и северо-антлантическое побережье Центральной Америки не было пределом для морских путешествий майя. Одно удивительное открытие позволило это доказать. Его совершил в 1970 году американский ученый Чарльз Лэкомб из Флоридского университета г. Майями. Лэкомб специализировался на изучении письменности майя. Из научных исследований конца девятнадцатого века ему было известно, что в пещерах острова Бонайре (южная оконечность Карибского моря) обнаружены индейские письмена. Чарльз Лэкомб справедливо предполагал, что эти письмена принадлежат, скорее всего, аравакам, в древности населявшим эти земли. Их письменность состояла из символических изображений и ритуальных знаков, так как культура индейцев-араваков была развита на примитивном уровне. И вот ученый прибыл на остров Бонайре, чтобы своими глазами увидеть таинственные знаки, открытые голландскими археологами в 1890 году. Удивлению Чарльза Лэкомба не было предела, когда в увиденных на стене, нанесенных красно-коричневой краской иероглифах он узнал письменность майя! "Когда я,- вспоминает ученый,- впервые увидел на стене пещеры иероглиф "Ламат", служивший у майя для обозначения одного из 20 дней недели, то просто не поверил своим глазам". Но сомнений быть не могло – майя действительно побывали на острове Бонайре, который находится в тысяче километров к юго-востоку от их обычных торговых путей. А по прямой Юкатан и Бонайре разделяют две тысячи километров! Сам факт, что майя смогли преодолеть такое расстояние, говорит о высоком уровне развития их мореходства. Типичные иероглифы календаря майя обнаружены и на соседних с Бонайре островах – Арубе и Кюрасао. Пока остается неясным, случайно сюда попали майяские мореходы или бывали здесь постоянно. Но одно является несомненным – достижения древних майя в мореплавании были выдающимися. Они еще раз подтверждают высочайший уровень развития их древней цивилизации.

Есть и другие, пока еще недостаточно изучение, но не менее значительные находки. На небольшой глубине в прибрежных водах Багамских островов и полуострова Флорида найдены остатки массивных построек, стены которых были сложены из хорошо отесанных каменных блоков. Происхождение некоторые из этих сооружений можно отнести к архитектуре древних майя. В частности, в 1968 году возле острова Андрее, который входит в группу Багамских островов, была обнаружено сооружение из камня, имеющее прямоугольную форму. Внешний вид здания, способ его постройки и планировка почти в точности соответствует аналогичным параметрам древнего «Храма Черепах», который расположен в майяском городе Ушмаль на Юкатане. Совершенно не исключено, что это здание построили древние майя. Пока неясно, как они могли это сделать; непонятно и назначение найденного сооружения. Но не приходится сомневаться в том, что дальнейшие научные исследования рано или поздно дадут ответы на эти вопросы. Тем более что внимание ученых многих стран к древней цивилизации майя с годами только увеличивается.

Страницы: 1 2 

Обряды похоронного цикла
Армяне верили в судьбу - тчакатагирь (букв. <надпись на лбу>), и, по их представлениям, день смерти предопределен в момент рождения человека. Когда наступал этот день, человеку являлся ангел или дух смерти и забирал его душу, которая покидает тело с последним дыханием умирающего. По поверью, если человеку не хотелось умирать в это ...

Публично-правовые принципы абсолютизма. Идеология феодальных защитников абсолютизма: Ф. Прокопович, В.Н. Татищев
С идеологической защитой и обоснованием петровских реформ выступала группа дворян и священников, образно названная одним из них «ученая дружина Петра». Эти теоретики использовали для обоснования абсолютизма теорию естественного права. Попытки использовать антифеодальную по своей направленности, антитеологическую по идейной основе, реал ...

Монгольская армия
Военно-административная структура Орды строилась по принципу формирования войска, сохраняя родовые связи. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи. Десять тысяч воинов составляли тумен или тьму. Все мужское население, а при необходимости и часть женского, представляло собой войско, состоящее из хорошо подготовленных конных воинов, с вы ...