Майя - земледельцыСтраница 1
Итак, на рубеже нашей эры «классическая» цивилизация майя в Южной Мексике и Северной Гватемале вступает в свой «золотой» век. Возникают крупные поселения и целые города, строятся величественные храмы, расцветают наука и искусство. Но, как известно основой благосостояния любого общества является развитая экономика, а основой экономики является производство. Чем быстрее и успешнее растет производство, тем сильнее развивается экономика и тем богаче становится общество в целом или какие-то его слои в отдельности. Но в распоряжении древних майя не было подавляющего большинства изобретений, которыми пользовались жители Старого света – они не знали даже железа, т. е. по европейским меркам находились в «бронзовом» веке! Например, топор – как мы увидим позднее, важнейшее свое орудие труда, майя делали из камня.
Остается предполагать, что основой цивилизации майя было земледелие. При этом, у них не было даже домашнего скота. Из всех домашних животных майя разводили только индюков и собак. Они не знали ни коров, ни лошадей, ни плуга. Основой их жизнедеятельности было так называемое «подсечно-огневое земледелие». В чем же его суть? На землях майя не было участков, свободных от буйной растительности, которые можно бы было распахать и засеять. Поэтому, они вынуждены были на выбранном для поля участке сначала срубать деревья и растительность, затем сжигать все это и лишь потом засевать отвоеванный у природы кусок земли.
Среди растений, культивируемых майя, известны кукуруза, томаты, фасоль, сладкий картофель, какао, табак. Но основой их земледелия и цивилизации в целом была кукуруза – маис. Маис был не просто основной пищей майя. Он был основным предметом торговли, маисом платили дань побежденные племена, ради него затевались войны; наконец, ему поклонялись, как божеству.
Важнейшая роль этой сельскохозяйственной культуры в жизни майя приводила к тому, что одно и то же поле год за годом засеивалось маисом. Это влекло за собой быстрое истощение почвы и необходимость смены участка для поля через два – три года. На восстановление плодородия почвы истощенного участка уходило не менее десяти лет.
Вообще говоря, технология обработки земли древними майя в наши дни изучена с очень большой точностью. Дело в том, что подсечно-огневое земледелие применяется на полуострове Юкатан до сих пор. Единственное, что изменили современные майя это каменный топор. Вместо него они используют металлические инструменты. Можно выделить несколько основных этапов подсечно-огневого земледелия: выбор участка для поля; вырубка деревьев и кустарника; сжигание растительности; ограждение поля; сев; прополка посевов; сгибание стеблей кукурузы; уборка урожая. Сгибание стеблей кукурузы используется для того, чтобы ускорить созревание початков, ведь именно их собирают после созревания; вся остальная часть растения после сбора урожая остается на поле.
Каждый год на Юкатане состоит из двух периодов – сухого (он длится с ноября по май)и сезона дождей, который наступал в июне и заканчивался в октябре). Наступление каждого из периодов совпадало с началом одного из этапов подсечно-огневого земледелия. Вот как это выглядело. Когда сезон дождей подходил к концу, крестьянин подыскивал в лесу подходящий для сева участок. Предпочтение отдавалось тем местам, где рос высокий кустарник и деревья – это указывало на плодоносный характер почвы на этом месте. Кроме того, на выбор участка для сева влияла и близость природных источников влаги – карстовых колодцев естественного происхождения («сенотов») и водоемов. Когда начинался сухой сезон, земледелец начинал вырубать растительность на выбранном для сева участке. Обычно это происходило в декабре и январе.
Однако, учитывая, что древние майя использовали каменные топоры, сложно представить, как они вырубали большие деревья. Некоторые ученые предполагают, что вырубке подвергался только кустарник и небольшие деревья. Большие деревья только подрубались, с них сдиралась кора; затем они сами высыхали на солнце. Выжигание участка производилось в марте и в апреле. А в конце мая – начале июня участок засевался. Это должно было произойти перед самым началом сезона дождей, иначе урожая не видать. При посадке маиса, бобов или тыквы у древнего земледельца майя из всех приспособлений были только палка с заостренным концом и сумка для семян. С помощью палки он проделывал в почве отверстие, в которое клались семена. После этого он просто заделывал ямку пяткой.
Во время сезона дождей засеянный участок несколько раз пропалывался. После окончания дождливого периода начинался сбор урожая. Он проходил с ноября по март, т. к. разные сорта маиса созревали в разное время. На следующий год оставшиеся стебли и трава выжигаются, и поле засевается снова. Но на следующий год участок уже не давал того урожая, что в первый. Наиболее плодородные участки можно было засевать три или даже четыре года подряд, но чаще всего на третий год подыскивался новый участок, и все повторялось вновь. Почва же на брошенном участке после двух трех посевов становилась пригодной для земледелия через восемь – десять лет. Если поле засевалось только один раз, почва на нем восстанавливалась быстрее – в среднем за четыре года.
Крепостное право в России: значение и последствия его отмены.
Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.
Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь удобной формы эксплуатации?
Еще в 1856 ...
Япония ХУШ – Х1Х вв
Конец ХУ11 – начало ХУШ вв. были отмечены ухудшением общей экономической ситуации стране. Разрыв между уровнем жизни самурайства и простого народа чрезвычайно возрос. Сёгунский двор устраивал пышные торжества и многочисленные праздники, покровительствовал различным искусствам. Даймё подражали жизни при дворе, тратили огромные средства и ...
Северо-Восточная Русь
С середины ХII в. в Северо-Восточную Русь с юга хлынул поток переселенцев, искавших безопасности, свободных земель и экономической самостоятельности. Здесь не было половцев, княжеских усобий и боярских вотчин. Память об этом движении сохранили имена городов и географические названия: Переяславль Залесский и Переяславль Рязанский (Рязань ...