Взаимодействие американской и русской прессы в вопросах отмены крепостного права (в России) и рабства (в США)
Страница 1

История » Отклики за рубежом об отмене крепостного права » Взаимодействие американской и русской прессы в вопросах отмены крепостного права (в России) и рабства (в США)

В истории России и Соединенных Штатов Америки, хотя эти страны переживали различные этапы общественного развития, в середине прошлого века выдвигались сходные социально-политические задачи. Как и в России, где все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками, рабство негров в США было той центральной проблемой, вокруг которой разгорелась острая борьба враждебных сил.

Аналогии ряда процессов в жизни обеих стран были тогда широко распространены. Русских крестьян сравнивали с неграми-рабами, помещиков уподобляли плантаторам, крепостное право сопоставляли с рабством.[6] В конце 1861 года рабочие и фермеры Севера, недовольные нерешительными методами ведения войны, усилили натиск на правящую клику, выступая за уничтожение невольничества.

Достаточно прозрачно эта аналогия была выражена Чернышевским. Один из героев «Что делать?» Бьюмонт, говоря о своей жизни в Соединенных Штатах, замечает, что его статьи о влиянии крепостного права на все общественное устройство России «прибавили новый аргумент аболиционистам против невольничества в южных штатах». Равным образом критика американского рабства относилась и к русскому крепостничеству. Бьюмонт сообщал об общении с аболиционистами, о сотрудничестве в республиканской газете «Нью-Йорк геральд трибюн».

Горячо сочувствуя аболиционистам, поддерживая их программу, Чернышевский не обольщал ни себя, ни читателей возможностью легкой победы радикальных республиканцев над рабовладельцами. Он предупреждал русскую публику, что требование освободить невольников наталкивается на упорное противодействие исполнительной власти, которая старается « .задерживать развитие событий в аболиционистском духе и сближается с демократической партией, желающей щадить интересы плантаторов».

При всей сложности ситуации в США Чернышевский рассчитывал на дальнейший рост в США всенародного движения против рабства, был убежден в том, что аболиционисты добьются претворения в жизнь своей радикальной программы, что дело противников рабства восторжествует. О росте антиневольнических настроений на Севере постоянно писал и журнал «Русское слово». «Эмансипация негров, - писало это демократическое издание в ноябре 1861 года, - считавшаяся в прошлом году утопией или преступлением, является теперь искренним желанием значительной части северных граждан. Уже теперь никто не подвергает сомнению справедливость этой меры». Редакция «Русского слова» развернула перед читателями картину роста антирабовладельческих настроений в федералистской армии, приводила яркие отрывки из выступлений противников невольничества. [7]

С изменением отношения населения Севера к позорному институту рабства журнал связывал грядущие успехи в борьбе с невольничеством.

Американские аболиционисты так же использовали факт отмены рабства в России в качестве аргумента против невольничества в США. «И хотя системы русского крепостного права и американского негритянского рабства отличались, - писал американский историк А. Уолдмэн, - отмена крепостного права вселила новое мужество и силы всем, кто боролся за разрушение института человеческого рабства в США». Этот же историк отмечал, что после крестьянской реформы в России американские аболиционисты усилили борьбу против рабства.

В ноябре 1861 года газета «Нью-Йорк дейли трибюн» опубликовала статью «Эмансипация в России», в которой отмена крепостного права в России рассматривалась как пример, могущий служить для обоснования необходимости ликвидации рабства в Америке.

Специальные корреспонденты русских газет в информации из-за океана не раз писали о влиянии реформы 1861 года в России на настроения противников рабства в США. Так, корреспондент газеты «Северная пчела» сообщал из Вашингтона о распространении в США стихов об освобождении русских крестьян. Стихи эти, замечал журналист, «поются на улицах Вашингтона и сделались народным достоянием». Одним из доводов другого журналиста, выступавшего за отмену крепостного права, была ссылка на факт отмены крепостного права в России. Сам Линкольн рекомендовал вернувшемуся из Петербурга в США Байярду Тейлору прочитать лекции «о крестьянах и эмансипации в России». Эти лекции, по мнению президента, должны получить интерес и ценность.[8]

Весной и летом 1862 года правительство Линкольна под давлением народных масс провело целый ряд радикальных мероприятий. Первым таким актом явилась отмена невольничества в Колумбии на основе компенсации рабовладельцам. Важнейшее значение для Америки имел закон о гомстеде, подписанный Линкольном 20 мая 1862 года. Месяц спустя вступил в силу закон, запрещающий наличие рабства на территориях, еще не ставших штатами.

Почти все эти акции, направленные против рабовладельцев, получили широкий отклик в России. Американский посланник в Петербурге Камерон сообщал государственному секретарю США 28 июля 1862 года, что «предложенная президентом эмансипация рабов в пограничных штатах на основе компенсации их владельцам рассматривается в России не только американскими гражданами, но и всеми русскими деятелями, как крайне либеральными, так и дворянами».[9]

Страницы: 1 2

Борь­ба с «ле­вой оп­по­зи­ци­ей»
По­ка Гит­лер на­хо­дил­ся в тюрь­ме, в на­ци­ст­ском дви­же­нии про­изо­шел рас­кол на бо­вар­скую и бер­лин­скую груп­пы. Пер­вые ви­де­ли для се­бя уг­ро­зу в ин­ду­ст­риа­ли­за­ции в ва­ли­ли ви­ну за всё на ев­ре­ев, вто­рые вра­ж­деб­но от­но­си­лись к вла­сти фи­нан­со­во­го ка­пи­та­ла. Обе груп­пы от­вер­га­ли пар­ла­мент­скую ...

Процесс складывания колониальной системы
При определении периодизации всемирной истории середину XVII в. (английская буржуазная революция) принято считать рубежом между средними веками и новым временем, между феодальной и капиталистической эпохами истории человечества. Периодизация же истории отдельных стран не всегда совпадает с ней, имеет свои особенности. Только в Англии се ...

Подготовка нового государственного порядка.
В XIII - XV веках на северо-востоке Руси, в той области, где сосредоточивалось великорусское племя, как мы видели, складывался и развивался социально-политический порядок, имеющий в некоторых своих чертах много общего с западноевропейским феодализмом. Все более и более увеличивалось количество княжеств, и государственная власть все бо ...