Разрешение спора двух государей
Страница 1

История » Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон » Разрешение спора двух государей

2 Ноября 1666 года для рассмотрения дела Никона в Москву приехали александрийский патриарх Паисий и антиохийский Макарий. После первых церемоний и угощений они предварительно занялись исследованием дела, которое им предстояло решить. В помощь им были назначены два архиерея, Павел Крутицкий и Иларион рязанский и Паисий Лигарид, который стал докладчиком по делу Никона перед вселенскими патриархами. Он со­ставил обвинительную записку против московско­го патриарха, которая заранее настроила судей против обвиняемого. Следует отметить, что Паисий в своей записке старался настроить Паисия и Макария против Никона, утверждал, что будто московский патриарх посягал на право и власть вселенских патриархов, и в доказательство приводил весьма сомнительные факты, указывая, главным образом, на то, что Никон из высокомерия вымышлял се­бе разные титулы.

29 Ноября псков­ский архиепископ Арсений, ярославский архи­мандрит Сергий и суздальский Павел отправились звать Нико­на на собор. Московский патриарх сначала отказывался и всячески упирался. Однако, на другой день, 30 ноября, Никон отслужил заутреню, затем — литургию, в архиерейском облачении, поучал братию о терпе­нии, а к вечеру выехал в санях. Но посланные за ним духовные лица успели дать знать в Москву, что Никон принял их нечестно, «не идет и не сказал, когда поедет». Тогда в столовой избе, в присутствии государя и бояр, собравшиеся вселенские патриархи и русские духовные лица послали другой вызов Нико­ну, с упреком за непослушание и приказанием прибыть в Москву 2 декабря, во втором или треть­ем часу ночи и остановиться в Кремле на Архангельском подво­рье. Никон был уже в дороге, когда его встретило второе посольство. Он остановился в селе Чернове, так как ему было приказано ждать до ночи 2 декабря, а 1 декабря к нему послали третье пригла­шение, но оно было уже излишним, так как Никон ехал ту­да, куда его звали, очевидно, враги хотели усугу­бить его вину и дать делу такой ход, будто Никон не слушался соборного призыва. Следует отметить, что по древнему обычаю, если призываемый на собор после третьего приглашения ослушивается, то его считали виновным.

В город московский патриарх въехал около полуночи, его поместили в дом, который находился у са­мых Никольских ворот, в углу Кремля и был окру­жён стражей, Никольские ворота не от­крывались, даже мост у этих ворот разобрали.

В 9 часов утра начался собор, Никон вошел в столовую избу торжественно, как патриарх, прочитал молитву, поклонился ца­рю, патриархам и всем присутствующим. Все, кроме царя приветствовали Никона стоя. Первым сои обвинения зачитал государь. Дело получало такой вид, как будто собор должен рассудить двух государей. Царь прежде всего жаловался, что Никон оставил церковь на девятилетнее вдовство, из-за чего восстали раскольники и мятежники. Московский патриарх, в свою очередь, вспомнил дело об обиде, нанесённой окольничим Хитрово патриаршему боярину. Но собор не счёл это оскорблением, направленным на Никона. Тогда государь велел прочесть перехваченное письмо Никона к константинопольскому патриарху Дионисию. Оно послужило нитью для целого допроса. Это послание перебрали пункт за пунктом, особенно тщательно разобрали ту часть, в которой Никон обвиняет Паисия Лигарида. Патриарх прямо обви­нял Паисия в латинстве перед Дионисием, нахо­дил незаконным собор, на котором Лигарид был председателем, и писал так: «С этого беззаконно­го собора прекратилось соединение святой вос­точной церкви, и мы от благословения вашего отлучились, а начаток волями своими приняли от римских костелов». За это место собор особенно уцепи­лся, потому что оно подавало повод обвинить Никона в самой тяжелой вине: в хуле на право­славную церковь. Затем его старались уличить во лжи и найти противоречие в том, что он отказывался от патриаршества, а потом называл себя патриархом.

Страницы: 1 2 3

Образование политических партий в России в конце XIX - начале XX вв. Социалистические (революционные), социал-демократы, неонародники (эсеры), либеральные и консервативные (охранительно-самодержавны
Политические партии. В 1903 г. в Лондоне были приняты программа и устав РСДРП (российская социал-демократическая партия). В программе предусматривалось 2 этапа революции: 1) программа-минимум - реализация буржуазно-демократических требований/ ликвидация самодержавия, введение равного избирательного права, 8-ми часовой рабочий день; возв ...

Четвертый кризис.
Связан с корниловским мятежом, когда 25 августа 1917г. верховный главнокомандующий отдал приказ снять с фронта верные ему дивизии и двинуть их на Петербург, с целью установления военной диктатуры .Они были остановлены не без помощи находящихся в подполье большевиков, т.к. эта угроза заставила А.Ф.Керенского обратиться за поддержкой к н ...

Жизненный и творческий путь, становление стиля
Георг Фридрих Гендель - выходец из низов немецкого общества. Его родители были люди крепкой бюргерской закваски и передали сыну физической здоровье, душевную уравновешенность, практический ум и уникальную работоспособность. Тяга к музыке проявилась у Фридриха с раннего детства, но не была поддержана его отцом. И только удивительное выст ...