Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)
Страница 6

История » Образование СССР и дальнейшее национально-государственное строительство » Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)

Центральной задачей в национальных образованиях являлось обеспечение классового подхода при организации органов власти. Организационно-партийные органы ЦК большевиков сетовали на слабость низовых звеньев советской власти на местах. "Есть сельсоветы, не созывавшиеся со дня выборов", - говорилось в одном из отчетов Бурятского окружкома. "В большинстве случаев сельсоветов фактически нет, а есть председатель - прежний староста" (Ойратия). В Дек-Буди (Узбекистан) низовые Советы на 50% состояли из бывших аксакалов при эмире. В селе Айюлы (Азербайджан) председателем сельсовета был бывший пристав царского и мусаватистского времен. "Все эти данные, - отмечались в вышеназванной записке Оргбюро ЦК РКП(б), - говорят о том, что в национальных республиках и областях на окраинах, в ауле и кишлаке фактически не существует советской власти, нет действительно связанных с трудящимися массами и коллективно работающих в соворганах советских руководителей". Аппарат центральных и местных органов власти в Туркестане с середины 1920-х гг. на 60 - 80% состоял из бывших чиновников старой феодальной администрации. "Большую роль в ауле и кишлаке в восточных национальных] республиках, - говорилось в той же записке, - играет сохранившийся институт аминов, аксакалов, мирабов (водораспределителей). Обычно на этих должностях находятся лица из байской среды, они фактически заменяют низовой аппарат и своим авторитетом влияют на нашу совработу. Наши директивы на местах . проводятся через этих людей, обычно злоупотребляющих властью". В одной из информсводок Дагестанской губчека (июнь 1921 г.) отмечалось: "В большинстве случаев сельские и участковые ревкомы состоят из элементов, которые занимаются только взяточничеством и обирательством граждан. Делают они все это от имени советской власти, которая дала будто бы им неограниченные полномочия. Каково же может быть после этого отношение масс горцев к компартии?". Много "дров" наломали ретивые "революционизаторы" в Чечне до выделения ее в автономию51 . За 1921 - 1925 гг. здесь были зарегистрированы 32 вооруженных столкновения со 120 убитыми и ранеными, так что новому руководству автономии пришлось применить большие усилия для нормализации обстановки и установления твердой власти в этом районе. якутия авиакомпания официальный

Сложности были и в других местах. "Сыр-Дарьинский губком указывает, - говорилось в записке Оргбюро ЦК РКП(б), - что дехкане прямо говорят, что им соваппарат обходится дороже, чем царский, так как тогда чиновников было меньше и взяток приходилось давать меньше". Кое-где, например в Чечне и Якутии, в начале 1920-х г. "леваками" практиковалась политика искусственного расслоения населения и проводилась так называемая "тактика дифференциации". Так, в Якутии съезды ревкомов решили "помочь классовому расслоению якутов", прибегнув к изоляции "всех кулацких элементов, тойонов" посредством их высылки и заключения в тюрьму. В крае вспыхнуло восстание, которым воспользовались остатки белогвардейских формирований, остававшихся еще на Дальнем Востоке. Ликвидация восстания стала возможной только после того, как в Якутии была провозглашена автономная республика.

Население нередко проявляло нежелание участвовать в выборах в Советы. В 1925 г. в большинстве мест в национальных республиках и областях в перевыборах участвовали менее 30% избирателей: в Калмыцкой обл. - 23%, в Бурятской - 21%, в Ойратской -34%55 . В определенной мере такое положение объяснялось отсутствием авторитета местных партийных и советских органов среди населения, в том числе и вследствие неправительного подхода к крестьянам и попыток командовать ими. В Туркестане в 1924 - 1925 гг. снова активизировалось басмачество, использовавшее недовольство дехкан действиями некоторых органов советской власти. В 1926 г. были отмечены 190 боевых столкновений с басмаческими бандами. К концу года с крупными бандами было покончено, но осенью 1929 и затем весной 1931 г. басмачи снова активизировались. Население проявляло значительные колебания. Сказывалась и культурная отсталость этой бывшей окраины Российской империи.

Остро ощущалось противостояние советских властей и духовенства. Повально закрывались и разрушались церкви, мечети. Однако религиозные школы в регионах, где население исповедовало ислам, брали верх над советскими. Так в Дагестане в 1925 г. в советских школах обучалось 15 тыс. детей, а в медресе - 40 тыс. В Башкирии и Казахстане к 1925 г. в некоторых волостях открылось до двух десятков религиозных школ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Имперский компонент российской государственной парадигмы
Вряд ли может быть оспорено, что признаки имперских систем, обычно выступающие в качестве критических, то есть наличествующие практически в любой синдромной дефиниции (значительные территориальные размеры, этнокультурная и этнополитическая неоднородность, присутствие в механизмах легитимации и в политической практике универсалистских ор ...

Сельское хозяйство
В ахеменидский период на Ближнем Востоке произошли значительные изменения в системе земельных отношений. Обрабатываемая земля была точно измерена, и лучшая ее часть принадлежала царю, храмам, торговым домам. военной знати, чиновникам царской и храмовой администрации. В Вавилонии, Египте, Эламе и Персии из зерновых культур чаще всего се ...

Народ и первый самозванец
В 1601-1602 гг. на Украине объявился человек, называвший себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, якобы чудом спасшимся то убийц в Угличе. На самом деле «царевич» был самозванцем (по официальной версии правительства Годунова – беглым монахом московского Чудова монастыря Григорием Отрепьевым). Весть о появлении «законного царя Дми ...