Появление фордизма. Социально-экономическая
обстановка в США в конце XIX -
начале XX вековСтраница 4
Крупные корпорации стали главным объектом недовольства, поскольку воплотили новые тенденции капиталистической Америки, а их деятельность коснулась всех слоёв населения [37, c.44].
Главный довод трестов в своё оправдание - их общественная полезность, поскольку они удешевляют производство и понижают цены на продукцию. Таково мнение наиболее энергичного их защитника Джорджа Гантона, редактора журнала “Social Economist”. В статье “Экономические и социальные аспекты трестов" (1887 г) он попытался опровергнуть все доводы американского общества против объединений [37, c.47].
Одним из самых известных среди антимонополистов конца XIX в. являлся Генри Демарест Ллойд (1847-1903), общественный деятель и публицист. Он описал методы подавления трестом конкурентов, выдвижение своих людей в законодательные органы и заключил: деятельность трестов уничтожает не одну экономическую свободу, но и политическую. Выход для страны автор видел в национализации трестов [37, c.53].
Группа писателей и публицистов, выступавших с разоблачением коррупции, господствовавшей в политической и экономической жизни, получила название "выгребатели мусора". Их деятельность началась в 70-х и 80-х годах XIX в. Подобного рода разоблачения появлялись на страницах таких журналов, как "Me Clure's Magazine", "Everybody's Magazine", "The American Magazine", и др. Например, Ида Тарбелл опубликовала в журнале "Мс Clure's Magazine" ряд статей, посвященных истории "Стандард ойл". В 1904-1905 гг. появились статьи В. Лаусона "The Frenzied Finance" ("Взбесившиеся финансы"), посвященные главным образом разоблачению деятельности "Объединённой медной компании" и т.д. [41, c.108].
Под давлением "выгребателей мусора" 2 июля 1890 г. был подписан акт президентом Гаррисоном направленный против деятельности трестов, получивший название закон Шермана [см. Приложение 13].
Внешне акт выглядел сурово, но неотчётливость формулировок позволяло судьям давать другое толкование: объявляются незаконными не все объединения, а лишь “плохие", ограничивающие торговлю.
Результатом было только то, что промышленность создала новые формы, которые были изъяты из под действия союзного законодательства и полностью входили в круг ведения отдельных штатов [31, c.388].
Недовольство монополиями, несмотря на принятие закона Шермана, продолжало расти. И в итоге следующим шагом по ограничению деятельности монополий является политика Т. Рузвельта [24, c.274].
Конгресс немедленно принял ряд законов, предложенных Т. Рузвельтом. Был учреждён департамент торговли и труда, начальник которого входил в состав кабинета. В департаменте было образовано бюро корпораций, во главе с уполномоченным, который должен был следить за организацией и ведением дел корпораций. Вслед за этим был принят закон Элкинса, направленный против произвольного установления тарифов на перевозку грузов. Конгресс также утвердил ассигнование в размере 500 тыс. долл., которое надлежало израсходовать под наблюдением главного прокурора на принудительное проведение закона против трестов и закона о межштатной торговле.
Провели показательную политику судебных разбирательств над монополиями. Первым судебным делом против монополий был процесс против "Северной гарантийной компании" ("Northern Securities Company") [25, c.587]. В итоге политика Т. Рузвельта не дала больших результатов, потому что сам президент не был заинтересован в ограничении прав монополий.
Следующим этапом антимонопольной политики является политика В. Вильсона. Конгресс принял предложение Вильсона, и осенью 1914 г. были приняты два закона: закон о создании Федеральной торговой комиссии и антитрестовский закон Клейтона [см. Приложение 14, 15].
Закон Клейтона является дальнейшей тщательной разработкой Закона Шермана и запрещает следующие виды деятельности: ценовая дискриминация - продажа одного и того же продукта разным покупателям по разным ценам; соединенное директорство - директор одной компании одновременно является членом правления в двух или более конкурирующих компаниях; владение акциями компаний, принадлежащих своим конкурентам и т.д. [33, c.106].
Предпосылки раздробленности на Руси
Древняя Русь была лишена внутреннего единства, и ее распад оказался неизбежен. Княжеский род больше не мог сообща управлять обширным государством. Князья придерживались принципа «Каждо да держит отчину свою». Но с XII в. «отчины» начинают превращаться в независимые княжества. Подъем ремесел и торговли ускорил развитие новых городских це ...
Форсированная индустриализация: успех, трудности и противоречия.
К 1926 г. советская экономика достигла уровня 1913 года, хотя СССР завершил ее восстановление на устаревшей технической и технологической базе. При этом достаточно высоким оставался уровень технологической зависимости СССР от государств Запада. В 1929-32 гг. около 1 млрд. рублей валюты страна тратила на импорт тракторов и автомобилей, ч ...
Глава 5.
Если попытаться вкратце подвести итоги царствования Людовика 12, то окажется, что все, что ему удалось завоевать в результате итальянских походов, было потеряно. Может показаться, что вся деятельность короля, в конечном счете, потерпела крах. Однако будет ли справедлив такой приговор? Потомки его в 16 столетии отнеслись к нему совсем по ...