Ништадтский мирный договор. Итоги войны
Страница 2

Подводя итоги войны, хотелось бы вновь обратиться к мнению относительно этого вопроса шведского исследователя Питера Энглунда: «Заключенный мир положил конец шведскому великодержавию и одновременно возвестил о рождении в Европе новой великой державы: России. Этому государству предстояло расти и становиться все могущественнее, а шведам оставалось лишь учиться жить в тени этого государства. Шведы покинули подмостки мировой истории и заняли места в зрительном зале».

Да, действительно, в результате Великой Северной войны Швеция навсегда потеряла надежду стать великой державой. И причина тому, на мой взгляд, лежит в том, что шведское великодержавие основывалось лишь на военном искусстве и реформированной армии; в политическом же отношении она не была самостоятельной и сильно зависела от Англии, Голландии и Франции.

В то же время необычайно возросло международное значение России. Создались благоприятные условия для торговых сношений России с Западной Европой. Выражением ее возросшей роли в международной политике стало провозглашение Петра I императором. Российская империя заняла первенствующее положение на Севере и Востоке континента.

Страницы: 1 2 

 Глава 5.
Если попытаться вкратце подвести итоги царствования Людовика 12, то окажется, что все, что ему удалось завоевать в результате итальянских походов, было потеряно. Может показаться, что вся деятельность короля, в конечном счете, потерпела крах. Однако будет ли справедлив такой приговор? Потомки его в 16 столетии отнеслись к нему совсем по ...

Аграрные отношения
В основе господствовавших в Иране феодальных отношений лежала феодальная собственность на землю. Как и в Индии, верховным собственником всей земли, воды, скота и т. п. считался шах. Однако фактически в распоряжении шаха находился лишь его домен, доходы с которого непосредственно шли на содержание двора, войска, центрального правительств ...

Положение русского студенчества в конце XIX начале XX века. Образ русского студента в конце XIX начале XX века
В отличие от закрытых учебных заведений, в которых учились в основном дворяне, значительное число учащихся в университетах были людьми незнатными и небогатыми. Чтобы сводить концы с концами, студенты часто были вынуждены подрабатывать. Именно в XIX веке формируется привычный облик российского студента, снимающего дешевую комнату и зараб ...