Перестройка в экономике России
Страница 4

История » Перестройка в экономике России

Но эти новации не улучшили положение в промышленности. Заметны были расхождения между декларациями о расширении прав предприятий и их реализацией на практике. Ресурсы по-прежнему распределялись по лимитам. Не разрешали устанавливать договорные или свободные цены на изделия.

Самофинансирование на практике вело к натурализации хозяйственных связей - обмену производителей определенными видами продукции и услуг.

Выросли неплатежи между предприятиями. Увеличивалось число "долгостроев". Продолжалось финансирование убыточных предприятий. Денежная система в стране приходила в расстройство из-за необеспеченности денежной массы товарным эквивалентом.

В концепции реформы 1987 г. содержались неразрешимые противоречия. Рыночные отношения предлагалось строить без радикальных изменений формы собственности, без введения важнейшего механизма рынка - конкуренции. Весной-летом 1988 г. обозначились кризисные явления в развитии "революции сверху". Преобразованиями в экономике занимался партийный и государственный аппарат, целью которого было создание искусственной "планово-рыночной" системы, в рамках которой рынок рассматривался как вспомогательная пристройка к централизованному хозяйству. Назревало недоверие в обществе к проводимому курсу реформ.

Поэтому в 1988-1989 гг. был взят курс на разгосударствление экономики, что можно считать вторым этапом "перестройки". В принятом "Законе о кооперации" (1988 г) было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Большую роль в проработке концепции этого "Закона о кооперации" сыграл депутат Верховного Совета СССР, академик ВАСХНИЛ В.А. Тихонов, возглавивший Союз предпринимателей и кооператоров страны. За 1988 г. количество кооперативов в СССР выросло в 6 раз. Деятельность их составила конкуренцию в работе предприятий государственной промышленности, особенно предприятий и организаций сферы услуг, где их было особенно много.

Были также приняты "Основы законодательства об арендных отношениях" и "Закон об индивидуальной трудовой деятельности". Последним впервые с начала 30-х гг. была разрешена трудовая деятельность в домашних условиях, в чем очень нуждались люди с ограниченными возможностями для работы в общественном производстве (инвалиды, многодетные семьи и т.д.).

Арендные отношения развивались в большей мере в сфере услуг. Большой интерес был проявлен в сельской местности к возможности взять в аренду в колхозе или совхозе участок земли или небольшую ферму.

Благодаря этим новым формам создавался негосударственный сектор в экономике, предприятия его конкурировали с производством в государственном секторе.

Но недостаточно были продуманы меры по созданию кооперативного сектора в стране, переход предприятий на хозрасчет и аренду. В пятилетний план 1986-1990 гг. была заложена прежняя концепция опережающего роста военных расходов. Необходимо было наибольшее внимание уделить преобразованиям в сельском хозяйстве, где по-прежнему функционировало множество нерентабельных хозяйств - колхозов и совхозов. Улучшение продовольственного снабжения могло оздоровить социально-экономическую и политическую обстановку в стране и уменьшить зависимость от западных стран, откуда импортировалось зерно.

Предприятия негосударственного сектора находились в неравных экономических условиях с производством в государственном секторе. Для мелкого производства, предприятий в сфере услуг (пошив, ремонт и чистка одежды и т.п.), в общественном питании (кафе, закусочные и т.д.) не были выработаны своевременно нормативы налогообложения, не предусматривались ограничения на цены реализации изделий и услуг. Остро дефицитными и очень дорогими оказались для них исходное сырье и материалы. В таких условиях кооператоры завышали цены на свою продукцию и услуги. Многие из них вскоре разорились, другие путем нерегулируемых налогообложением сверхдоходов создали необходимый уставный капитал для организации банков или приобретения в собственность по минимальным ценам после 1991 г. промышленных предприятий госсектора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Отечественная война 1812 года
Наполеон подготовил для вторжения в Россию огромную армию, насчитывавшую около 650 тыс. человек. Из них 448 тыс. пересекли русскую границу в первые дни войны, а остальные прибывали, как подкрепление, летом и осенью 1812г. "Великая армия" сохраняла все преимущества перед армиями феодальных государств, которые она продемонстриро ...

Внешняя политика России во второй половине XIX века. Восточная война 1853-1855 гг.
Таким образом, и правительства и народы Европы боялись и не любили России и ее реакционного и высокомерного царя и рады были воспользоваться первым случаем, чтобы уничтожить силу и влияние России в европейских делах. Случай этот скоро представился в связи с тем же "восточным вопросом". Николай считал себя покровителем правосла ...

Глава нацисткой парии – глава Германии. Фюрер нацистской партии становится рейхсканцлером Германии
Выступая под маской сторонников демократии, нацисты, поддержанные друзьями и сочувствующими, смогли разрушить все здания демократического государства. В результате деятельности нацистов один правительственный кризис следовал за другим, выборы шли за выборами, и в конце концов от республиканского строя отвернулись широкие массы, поддавши ...