Финансы
Страница 1

Первостепенная забота государства — обеспечение доходов. Их главным источником являются налоги на землю, то есть на ее держателей в ранге собственника или распоряжающегося, как тимариоты, которые должны отдавать часть доходов от земельных владений в государственную казну. С другой стороны, государство выступает в роли получателя такс: таможенные пошлины на товары, перевозимые из одного места империи в другое морским или сухопутным путем, транзитные пошлины, налоги на заход кораблей, на продажу, на торговые сделки и т.д. Доходы и расходы регистрируются в многочисленных амбарных книгах, за счет чего многие существуют.

Баш дефтердар (главный казначей) руководит всей финансовой областью; на него же возложена обязанность казначея Румелии. Ему подчиняется казначей Анатолии, а также казначеи всех провинциальных правительств (Бейлербейлик). Для лучшего управления государственными доходами проводятся периодические переписи под руководством баш дефтердара, позволяющие правительству отслеживать изменения в экономической ситуации империи вплоть до самых дальних рубежей. Кроме обобщения данных переписей баш дефтердар ведет реестр, в который вписываются грамоты о пожаловании тимара.

Налоговая система

В османской налоговой системе, как и в ее законах, следует различать налоги, предусмотренные и одобренные в рамках исламских законов,т.е. шариата, и налоги, введенные указами султана в рамках его права законотворчества, в гражданских вопросах, которые закон еще не регулирует.

а) Налоги, предусмотренные и вытекающие из шариата (хукук-и шарийе):

«десятина» или ушр. Он соответствует чаще всего взиманию Vio наличными деньгами или натурой с самой различной продукции (зерно, овощи, фрукты, пчелиные соты и т.д.). Но его величина может изменяться в зависимости от региона: составляя обычно lh или 7в, он иногда мог доходить до 7з, как в Сирии и Палестине в XVI в.;

подушная подать, по-арабски джизйя, подушная такса вменяемая немусульманам «за их защиту», осуществляемую вооруженной силой исламского государства. Она эквивалентна османскому харадж. Немусульманское население делилось на три категории (ала, весат, едиа) в зависимости от их платежеспособности. Средняя сумма подушной подати составляла в 1574 г. 40 аспр с человека, в 1592 г. — 70, в 1596 г. — 150, в 1630 г. - 240, в 1691 г. - 280. Несовершеннолетние юноши и служители христианского и иудейского культов от уплаты освобождались;

солидарный налог, или закат. Изначально взимавшийся исключительно с правоверных мусульман, выполняющих таким образом одну из первейших заповедей своей веры, он был трансформирован в налог, вменяемый государством в тех же, по крайней мере с виду, религиозных целях.

б) декретированные налоги (рюсум-иурфийе):

авариз-и дивапийе. Вид пошлины, налагавшейся на города и деревни для покрытия экстраординарных расходов (в случае войн, катастроф и т.д.). Уплачиваемый ежегодно наличными деньгами, этот налог постоянно возрастал (40 аспр в 1582 г., 240 — в 1600 г., 535-в 1681г.);

«ленный налог», или ресм-и чифгп. За единицу налогообложения принималась площадь земли, которую можно обработать и засеять с помощью пары быков в течение одного года; размер такого земельного участка составляет от 60 до 150 деиюм (1 денюм = 919 м2) в зависимости от плодородия почвы. В XVI в. этот налог в среднем составлял 22 аспр.

Страницы: 1 2 3

Культурно-историческое развитие арабо–православной общины в VIII–XVIII вв.
Историческая судьба православных арабов, одного из малоизвестных осколков византийского мира, являет собой интереснейший вариант диалога цивилизаций, столкновения и синтеза различных культурно-исторических традиций. С самого начала культура арабо-православной общины носила двойственный, промежуточный характер, сочетая в себе как элемен ...

Специфика и своеобразие (цивилизационные) советского общества 30-х годов.
Ко второй половине 30-х гг. советское общество представляло собой весьма противоречивое социальное явление. Формально оно было жестко структурировано на два «дружественных класса»: рабочий класс и колхозное крестьянство, а также социальную «прослойку» — интеллигенцию. На деле же проходили глубокие социальные катаклизмы, ломавшие традици ...

Сельское хозяйство
В ахеменидский период на Ближнем Востоке произошли значительные изменения в системе земельных отношений. Обрабатываемая земля была точно измерена, и лучшая ее часть принадлежала царю, храмам, торговым домам. военной знати, чиновникам царской и храмовой администрации. В Вавилонии, Египте, Эламе и Персии из зерновых культур чаще всего се ...