Студенческие организации в конце XIX начале XX века. Реакционные студенческие организации
Студентам запрещалось создавать организации, но многие состояли в неформальных «землячествах» – группах выходцев из одного города или губернии. Землячества устраивали выступления в случае конфликтов с администрацией. После 1905 г. землячества, кассы взаимопомощи, кружки, художественные и научные, были разрешены. Порой они становились прикрытием для нелегальных политических организаций. Так в Харьковском университете в 1907–10 гг. члены партии эсеров составляли кружок «по изучению аграрного вопроса», а социал-демократы другой – «по изучению политической экономии».
Постепенно университеты становились самостоятельной общественной силой. Студенты видели себя кем угодно, но только не будущими госслужащими. А повальная мода на политическую деятельность превращала университеты скорее в политические клубы, чем в готовящие чиновников учебные заведения. Университетами были недовольны все – и студенты, и преподаватели, и полиция. При этом одни сетовали на отсутствие университетских свобод, а другие – на их избыток. Вообще споры об университетских реформах больше имели отношение к политике, чем к науке или же образованию. Так, например, в 1881 году граф Н.П. Игнатьев направил министру внутренних дел М.Т. Лорис-Меликову записку, в которой говорилось, что три четверти государственных преступников и почти все цареубийцы обучались в университетах. Н.П. Игнатьев объяснял это тем, что многие поступали в высшие учебные заведения лишь для того, чтобы пожить несколько лет за счет государства, обладая массой прав, но не имея обязанностей.
Единственным способом борьбы с университетской крамолой государство считало ограничение самоуправления и повышение платы за обучение. Принятый в 1884 году университетский устав придал университетам характер государственных учреждений. Это означало, что вся администрация теперь назначалась, а не выбиралась. Теперь все студенты должны были платить за занятия по 5 рублей за полугодие (в 1885 году эта сумма выросла до 25 рублей). Кроме того, студент платил так называемые гонорарные деньги преподавателям из расчета 75 копеек за недельный час на медицинском факультете и 1 рубля на остальных. Эти гонорары должны были повысить доходы популярных преподавателей, но выиграли лишь те преподаватели, которые читали общеобязательные курсы.
В начале XX века студенты не столько учились, сколько бастовали. После того, как в марте 1899 года прошла общероссийская студенческая забастовка, правительство издало временные правила, позволяющие отдавать бунтующих студентов в солдаты. В начале 1901 года защищать родину отправились 183 студента Киевского и 27 студентов Петроградского университета. Ответом на это стали массовые студенческие выступления. Во всех университетских городах произошли демонстрации и «забастовки сочувствия», при этом один из исключенных студентов эсер Карпович
убил министра народного просвещения Боголепова.В марте на площади перед Казанским собором в Петербурге состоялась манифестация, в которой приняли участие тысячи молодых людей. Вот как описывала эти беспорядки социал-демократическая «Искра»: «Ровно в 12 часов в воскресенье из собора, который был полон народу, все демонстранты вышли на паперть. Вся площадь перед собором представляла море голов… Был пущен шар и подняты на площади два знамени, белое и красное… В публике разбрасывались тучи прокламаций, в разных концах читались вслух листовки… На площадь выехала кавалькада казаков на крупных горячих лошадях и прямо поехала на середину… Казаки ехали с нагайками в руках; когда толпе нельзя было отступать и сжиматься, они подъехали вплотную и разом начали хлестать всех, кто были перед ними… Многие студенты повырывали нагайки, отломали куски шашек и защищались ими…»[8]
Нетрудно догадаться, что радикальные партии всячески поддерживали студенческие выступления. Второй съезд РСДРП принял специальную резолюцию «Об отношении к учащейся молодежи», в которой призывал «оказать политическое содействие этой молодежи в ее стремлении организоваться». В 1905 году в университетских аудиториях проходили массовые антиправительственные митинги.
Университетские митинги и забастовки практически не прекращались, притом постепенно в них втягивались и преподаватели. В 1911 году только из Московского университета демонстративно уволились 130 профессоров, а к концу года из-за массового ухода профессоров по России было вакантно 146 из 443 университетских кафедр.
Стоит ли удивляться тому, что правительство изо всех сил противилось открытию новых рассадников крамолы. На одном из докладов министра народного просвещения Николай II начертал такую резолюцию: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и специальных школах, но с нее вполне достаточно существующих университетов[9]«.
Военные действия против Австро-Венгрии в 1916-1917 гг.. Брусиловское
наступление
К началу кампании 1916 г. обстановка складывалась не в пользу стран германского блока. В течение первых двух кампаний ими были затрачены огромные усилия, чтобы сломить сопротивление Антанты. Значительно истощив свои материальные и людские ресурсы, они так и не смогли добиться этой цели. Перспектива длительной борьбы на два фронта продол ...
Культура России во второй половине XIX в
Образование. При Александре II созданы женские гимназии и женские курсы с университетской программой. Университеты вновь получили автономию. Созданы земские училища. При Александре III большинство женских курсов закрыто, автономия университетов ограничена. Зато выросло число церковноприходских школ. Наука. И. П. Павлов разработал учение ...
Боевые
самолеты США и СССР как соперники. Американцы в паутине.
Американцы влипли в нехорошую историю, позиционная война в воздухе обернулась таким же тупиком на земле. Стабильность фронта обеспечивалась почти исключительно американцами вку-Ье с небольшими группами англичан, австралийцев и ио-[возеландцев. Всего в операции и ее обеспечении принимало участие от 400 тысяч до полумиллиона военнослужащи ...