Экономическое и политическое положение Японии в первой половине Х1Х в. Кризис сёгуната
Страница 2

История » Япония в Х1Х – первой половине ХХ в. и изучение этой темы в школе » Экономическое и политическое положение Японии в первой половине Х1Х в. Кризис сёгуната

Пытаясь сохранить и укрепить свою власть и, одновременно, заручиться поддержкой самурайства, правительство сёгуна пыталось провести целую серию реформ, известных как реформы годов Тэмпо (1830 – 1843 гг.). Реформы были направлены на укрепление экономических позиций самурайства и поднятию его престижа. Реформы запрещали роскошь, богатое украшение домов, торжественные праздничные шествия, курение табака и многое другое. Все эти явления рассматривались режимом как разрушающие нравы и «скромный» образ жизни.

Но наибольший эффект должно было дать серьезное ограничение деятельности торгово-ростовщического капитала – указ о роспуске в декабре 1841 г. монопольных гильдий. Однако за длительное время существования приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался не в состоянии радикально изменить ситуацию. Указ о роспуске гильдий, означавший свободу торговли, не только не привел к снижению монопольно вздутых цен, но и вызвал совершенно неуправляемое состояние рынка. Указы о запрещении торговых корпораций и оптовой торговли, а также попытка ликвидировать проценты на долги самурайства у торговцев рисом вызвали такой взрыв недовольства со стороны торговцев и ростовщиков и саботаж реформ, что правительство было вынуждено уйти в отставку и в 1851 г. отменить закон о гильдиях.

Немаловажное значение в деятельности оппозиционных сёгунату сил имело «идеологическое» обоснование их выступлений. Оно заключалось в попытках доказать юридическую несостоятельность и «незаконность» правления сёгуна. Главным идея сводилась к тому, что сёгун незаконно узурпировал власть и отнял ее у законного правителя страны – императора. Эта идея впервые прозвучала еще в середине ХУП в., когда группа образованных самураев, экономически и политически притесняемых домом Токугава, объединилась с целью доказать при помощи исторических аргументов неправомерность тогугавского режима. Они собирали и публиковали огромные собрания древних мифов и легенд, исторических хроник и литературных памятников. Все это должно было документально подтвердить древность и непрерывность существования императорской династии и подлинность ее прав.

Вторым направлением, характерным для публикаций этого цикла было выделение и подчеркивание ценности всего японского, сугубо национального в противовес всему иноземному, и прежде всего китайской школе, которая доминировала в политике, общественной жизни и культуре. Это было также прямым выпадом против сёгуната, т.к. официальной идеологией токугавских властей было китайское конфуцианство. Публикации древних документов, обрядовых песен и молитв – все это имело антикитайскую направленность. Учение этой школы стремилось показать значительность и весомость собственного национального наследия, глубину японской традиционной культуры. В итоге признание «истинности японского пути» в противовес китайскому и почитание императора в противовес узурпаторской власти сёгуната стало стержнем дворянско-буржуазной идеологии в первой половине Х1Х в.

В атмосферу социального кризиса дополнительный горючий материал внесла усилившаяся борьба в феодальном лагере. Могущественные князья юго-западных княжеств, значительно удаленные от Эдо, обладали экономической и военной самостоятельностью. Знаменем антитокугавской оппозиции стал император и его окружение. Выдвинув задачу восстановления «законной императорской власти, князья выступали, таким образом, против «узурпатора-сегуна».

Отход значительной части феодалов от поддержки токугавскаого режима, определился также неудачами во внутренней политике сёгуната, опиравшегося на систему регламентаций, и фактически крушением политики самоизоляции. «Закрытие» страны консервировало наиболее застойные формы феодальных отношений и приводило к отставанию Японии от европейских стран.

В условиях внутреннего кризиса всей феодальной системы токугавского сёгуната участились попытки европейских и американских военных кораблей к японским берегам /там же, с. 148-152/.

Страницы: 1 2 

Культура и быт
На базе ленинской концепции двух культур (буржуазной и пролетарской) стало развиваться движение Пролеткульта, тотально отрицавшего всю прежнюю культуру, весь опыт прежних поколений. Пролеткультовщина связывалась с представлением, что при социализме все должно быть по-новому — не похоже на старое. Появлялся механический критерий: раз что ...

Борьба с иноземными захватчиками. Патриарх Гермоген. I и II Земское ополчение. Роль К. Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы
Швеция воспользовалась беззащитностью России и захватила Новгород. На борьбу с завоевателями поднялся русский народ. В Москве раздаются страстные призывы встать на защиту Родины. Принадлежали они патриарху Гермогену. Однако центром борьбы с иноземцами в это время становится юго-восточная “украйна” – Рязанская земля. Здесь было создано п ...

Завоевание Южных земель Руси
Весной 1239г. Батый разгромил южную Русь (Переславль-Южный), осенью-Черниговское княжество. Осенью следующего 1240г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитрий, татары разгромили Киев. В следующем 1241г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество. Цели завоеван ...