Правовое регулирование высшего образования после октябрьского переворота 1917 г.
Страница 1

История » Правовой статус студентов в конце XIX - начале XX века » Правовое регулирование высшего образования после октябрьского переворота 1917 г.

В Советской России большевики поначалу не вмешивались в дела высшей школы. Летом 1918 г. очередь дошла и до нее. В октябре 1918 г. был принят декрет, который отменял научные степени, определял порядок увольнения профессоров и преподавателей, проработавших в должности 10 и более лет, и объявлял на освободившиеся места всероссийский конкурс.

Идея о том, что можно в кратчайшие сроки дать всем желающим высшее образование, относилась к числу тех утопий, которые пытались реализовать в первые послереволюционные годы. Уже летом 1918 года СНК выпустил такое постановление: «Поручить Народному комиссариату по просвещению подготовить немедленно ряд постановлений и шагов для того, чтобы в случае, если число желающих поступить в высшие учебные заведения превысит обычное число вакансий, были приняты экстренные меры, обеспечивающие возможность учиться для всех желающих и никаких не только юридических, но и фактических привилегий для имущих классов не могло быть. На первое место безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии». Одновременно с этим было запрещено проводить вступительные экзамены.

Нетрудно догадаться, что подавляющее большинство новых студентов нуждалось в начальном, а не в высшем образовании. А исключить за неуспеваемость рвущегося к знаниям пролетария было нельзя. В итоге пришлось, как это делалось в XVIII веке, учить студентов самым элементарным вещам. И в 1919 году стали открываться рабочие факультеты (рабфаки), где рабочие могли получить элементарное образование, позволяющее учиться в вузе[3].

Советская система высшего образования, сложившаяся в послереволюционный период, исходила из следующих основных принципов: 1) классовый подход к подготовке специалистов во всех областях, 2) как следствие этого – пересмотр учебных программ и планов в сторону расширения общественных дисциплин в соответствии с теоретическими установками марксизма, 3) ликвидация университетской автономии и введение государственного контроля за высшей школой.

Законодательно подобную основу работы высших учебных заведений закрепил устав высшей школы, утвержденный советским правительством в сентябре 1921 г. Он определял три главные задачи, стоящие перед советской высшей школой «в связи с изменившимися социально-политическими условиями». Таковыми являлись: 1) подготовка кадров специалистов по различным отраслям народного хозяйства и научных работников вузов и научно-исследовательских учреждений, 2) развитие научно-исследовательской работы, 3) превращение высших учебных заведений в центры по распространению научных знаний среди народных масс, интересы которых во всей деятельности высших учебных заведений должны стать приоритетными.

Зимой 1918/19 гг. власти закрыли юридические факультеты университетов и юридические отделения историко-филологических факультетов, где наиболее сильной была оппозиция большевикам. Их заменили факультетами общественных наук.

В ноябре 1920 г. СНК издал декрет «О реорганизации преподавания общественных наук в высших учебных заведениях РСФСР», в котором предложил Наркомпросу «ускорить замену на факультете общественных наук Московского университета устаревших лекционных курсов, установить более точное соответствие новых учебных планов отделений факультета функциям тех наркоматов, для которых готовились специалисты». Университет обязывался разослать новые программы на отзыв заинтересованным наркоматам. В феврале 1921 г. ЦК РКП(б) указал Наркомпросу на необходимость разработки программ «учебных заведений основных типов, а затем курсов, лекций, чтений, собеседований, практических занятий». Таким образом, полностью ликвидировалась автономия вузов в составлении учебных программ, и эта работа передавалась в ведение Наркомпроса.

Страницы: 1 2

Содействие ханов Золотой орды и общественных сил.
К этой главной и основной причине примыкает целый ряд второстепенных, от нее производных. Несомненно, что сосредоточению северо-восточной Руси в руках Москвы много помогли ханы Золотой орды. Мы видели, что ханы отдавали Московским князьям целые княжества, владетели которых не в состоянии были платить исправно выход в Орду. Так поступили ...

Смерть Гитлера
В апреле 1945 года войска союзников заканчивали разгром Германии. Рухнула идея жизни Гитлера – идея мирового господства. Альберт Шпеер, глава военного производства в нацистской Германии, рассказывал, что за несколько дней до своей смерти Гитлер кричал: "Если война проиграна, немецкий народ не должен существовать. Нечего заботиться ...

Глава 6
Арнольд Тойнби утверждал, что специфику цивилизации определяет религия. Вспомните основные религиозные и религиозно – философские учения Востока, раскройте их содержание и определите значение в цивилизационном процессе Ведизм. Индийская философия выросла из ведической литературы. Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка ...