Мнения других ученых по данной теме
По мнению большинства изученных данных, в 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угра. Во главе ордынских войск стоял Ахмед-хан, заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмед-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно.
Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.
26-летний сын Ивана Ш и Софьи Палеолог Василий III продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий Ш в 1510 г. присоединил Псков.
Изученные источники позволяют говорить о том, что вопрос о времени окончания ига не вызывает сомнений у большинства историков. Но вопрос о степени влияния татаро-монгольского ига на русскую историю принадлежит к числу дискуссионных. Существует две точки зрения:
1. Монголо-татарское нашествие принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь, быт и государственность Руси. Эту позицию защищали С. Соловьев, С. Платонов, М. Покровский.
2. Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Впервые эту мысль высказал Н. Карамзин, который считал, что зависимость от Орды способствовали преодолению раздробленности Русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разделяя эту мысль, В. Ключевский выделял еще одну сторону власти ордынского хана над русскими князьями — он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора и что без арбитража Орды князья уничтожили бы Русь своими усобицами.
В XX в. эти идеи развивали евразийцы, которые считали Московское государство частью Великого Монгольского государства.
Глава 6
Арнольд Тойнби утверждал, что специфику цивилизации определяет религия. Вспомните основные религиозные и религиозно – философские учения Востока, раскройте их содержание и определите значение в цивилизационном процессе
Ведизм. Индийская философия выросла из ведической литературы. Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка ...
Московское царство в XVI в. Правление Ивана IV. Содержание реформ
правительства А. Адашева и их историческое значение
Василий 3 умер,когда Ивану IV было 3 года,в основном правление занималась его мать Елена Глинская. когда Ивану4 исполнилось 8 его мать умерла, после её смерти не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками. В июне 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя. Город почти полностью выгорел. Иван IV и ег ...
Друзья и враги
Надо ли говорить, о том, что почти все кто был, когда-то рядом с Их Величествами отвернулись от них.
Мы видели, как выходил из поезда Царя Нарышкин. Граф Апраксин был во дворце, когда генерал Корнилов арестовал Государыню. Он остался в числе добровольно арестованных, но через несколько дне ушёл.
Начальник конвоя граф Грабе тайно скрыл ...