Политическая полиция России в конце XIX – начале XX вв.
Страница 5

История » Политическая полиция России в конце XIX – начале XX вв.

К тайной работе полиции относился и негласный надзор, органи­зация и осуществление которого регламентировались "Положением о негласном полицейском надзоре", утвержденным министром внутрен­них дел гр. Игнатьевым 1 марта 1882 г.[15] В отличие от надзора гласного, как меры пресечения и наказания, негласный надзор был мерой превентивной, и § 1 Положения 1 марта 1882 г. определял его как способ, предупреждения государственных преступлений посред­ством наблюдения за лицами сомнительной благонадежности. Поскольку негласный надзор осуществлялся способами, исключав­шими возможность лицу поднадзорному знать о ведущемся за ним наблюдении, таковое, естественно, не могло подвергаться стеснениям в свободе передвижения, образе жизни и выборе занятий, как это имело место при надзоре гласном.

Негласный надзор, согласно § 3 Положения 1 марта 1882 г., уч­реждался исключительно Департаментом полиции - либо по непо­средственному его указанию, либо вследствие представлений мест. Из этого правила было только три исключения. Без разрешения Департа­мента надзор устанавливался за студентами, исключенными из высших учебных заведений за участие в политических беспорядках, за лицами, возвращенными из административной ссылки и освобожденными от гласного надзора полиции, и лицами, отбывавшими тюремное заклю­чение за совершение государственных преступлений.

В соответствии с § 4 Положения 1 марта 1882 г. негласный надзор осуществлялся жандармерией и общей полицией. Этот факт был "вея­нием времени" - времени объединения всех полицейских сил Россий­ской империи против революционного движения.

§ 5 устанавливал, что "начальники губернских жандармских управ­лений действуют в сей области служебной деятельности по согла­шению с губернаторами и градоначальниками при содействии чинов подчиненной сим последним общей полиции". Взаимодействие жандар­мов и губернских властей существенно расширяло возможности над­зора, так как через канцелярию губернатора и губернское правление проходила вся информация о жизни губернии. Например, канцелярия губернатора, ведавшая выдачей видов на жительство, немедленно ставила в известность жандармерию о предполагавшемся выезде поднадзорного в другую местность. Как видим, надзор осуществлялся совокупной деятельностью полиции, жандармерии и администрации. В фондах ГА РФ сохранились дела об учреждении негласного надзора, изучение которых дает возможность воссоздать порядок установления и формы его проведения. Так, 2 августа 1895 г. начальник Московского губернского жандармского управления сообщил своему помощнику в Московском и Звенигородском уездах, что состоящий под негласным надзором полиции бывший студент Харьковского ветеринарного института А.В. Тесленко прибыл в с Кусково, и предписал установить за ним негласный надзор. 3 августа помощник начальника губернского жандармского управления отдал приказ пунктовому унтер-офицеру " .предписываю тебе, по установлении места жительства означенного Тесленко, иметь за ним негласный надзор и мне донести немедленно, а затем доносить мне последовательно. 3 августа пунктовый унтер-офицер донес помощнику начальника губернского жандармского управления, что "негласноподнадзорный ветеринар А.В. Тесленко живет на даче Власова в с. Кусково первого стана Московского уезда по отпускному билету от Главного Военно-медицинского инспектора от 19 июля 1894 г. за № 10197. За Тесленко надзор мною установлен с 6 сего августа"[16]. 11 августа в дело включилась полиция и уездный исправник уведомил помощника начальника губернского жандарм­ского управления, что "бывший студент Харьковского Ветеринарного института А.В. Тесленко прибыл на жительство в с. Кусково на дачу Власова. Негласный надзор за ним учрежден"[17]. Интересно, что отъезд Тесленко первой заметила полиция и 24 августа исправник донес в губернское жандармское управление, что "состоящий под негласным надзором полиции А.В. Тесленко из с. Кусково 21 сего августа выбыл на жительство в г. Москву"[18]. Аналогичное сообщение жандармского унтер-офицера было отправлено в губернское жандармское управ­ление через три дня.

Способы ведения негласного полицейского надзора также опре­делялись по соглашению губернатора или градоначальника с началь­ником жандармерии. Сведения о поднадзорных доставлялись чинами общей полиции, пунктовыми унтер-офицерами, а также агентами наружного и внутреннего наблюдения и стекались в жандармское управление, где велся учет лиц, подчиненных негласному надзору.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Проблема огораживаний в Англии
Проблема огораживаний – одна из интереснейших и до сих пор нераскрытых до конца проблем истории первоначального накопления капитала. Обезземеливание крестьянства сыграло важную роль в социально – экономической истории Англии в ее переходе к капитализму и капиталистическому способу производства. Данная работа исследует процесс ранних ог ...

Я взяла эту тему потому что…
Правление Царя Николая II и Царицы Александры Фёдоровны вызывает самое пристальное внимание историков. Быть может, потому, что это был последний бастион могущественного Самодержавия. Насаждение коммунистического режима и убийство Царской Семьи вызвали особый интерес в мире к этому историческому периоду, и эти события получили широкое ос ...

Восстание 1547 г.. Мероприятия, проведённые Фердинандом в начале правления
Став королём Чехии, Фердинанд Габсбург обязался сохранить все права и привилегии чешских сословий, не нарушать порядков и обычаев страны. Согласно обязательствам Фердинанда чешские земли сохраняли внутреннюю автономию. В стране продолжали существовать местные сеймы, чешская администрация и т. д. Во главе областей стояли избираемые из че ...