Проблема огораживаний в Англии
Страница 5

История » Проблема огораживаний в Англии

Собравшиеся подняли знамя, символизирующее верность католической церкви. Программа-петиция восставших включала требования прекратить диссолюцию, наказать архиепископа Кранмера и других епископов, сторонников Реформации, отстрочить выплату субсидии королю.

В эпоху первоначального накопления переход земли в руки новых владельцев сопровождался ломкой сложившейся системы поземельных отношений, урезанием прав обычных держателей и мелких арендаторов, ростом огораживания, повышением рент и файнов, заменой наследственных и пожизненных форм держания краткосрочной арендой. Поэтому требования прекратить секуляризацию, выдвинутое в программе-петиции «линкольнширского народа», составленной возглавившими восстание представителями духовенства, джентри, отражало и интересы крестьянства, стремившегося к сохранению старой системы землепользования. Так, интересам крестьян, составлявших массу налогоплательщиков, отвечал, в частности, пункт об отсрочке уплаты субсидии королю. Этим и объясняется активное участие крестьянства в восстании на всех его этапах.[25]

После подавления восстания в Линкольншире часть крестьянских отрядов переправилось в Йоркшир. Движение охватило западный и северный Йоркшир, Уэстморленд и Дарем. На знамени восставших были изображены «пять ран Христа», распятие и чаша, впереди восставших шли монахи и священники. После захвата Йорка восстание приняло форму религиозной демонстрации (поход на Лондон, получивший название «Благодатное паломничество»). Однако дворянские руководители восстания, подойдя к Донкастеру, вступили в длительные переговоры с представителями королевского правительства. Здесь был принят программный документ, состоявший из 24 пунктов, в голосовании по которым принимали участие и капитаны крестьянских отрядов. Демагогические обещания короля (в том числе и предписания расследовать жалобы об огораживаниях и чрезмерных рентах и установить твердые файны), дворянских лидеров привели к прекращению похода. Новые вспышки восстания йоркширских, камберлендских и уэстморлендских крестьян в январе-феврале 1537 г. были быстро подавлены.

Главной движущей силой Северного восстания 1536 г. были многотысячные крестьянские отряды, большое место в программе их восстания занимали требования крестьянских общин, главные из их требований были фиксация парламентских актом платежей за возобновления держания и реализация статутов против огораживания и захватов земли. Таким образом, социальная суть движения 1536-1537 гг. заключается в борьбе крестьян за землю, против подрыва основ крестьянского хозяйства.

Осенью 1547 – весной 1548 гг. ареной крестьянских движений стали южные и центральные графства: Хартфордшир, Сомерсетшир, Глостершир, Нортгемптоншир, Уилтшир, Гэмпшир, Эссекс, Суррей, Вустершир, Суссекс, Кент, Оксфордшир и Бершир. А летом 1549 г. почти одновременно вспыхнули два крупных крестьянских восстания: на юго-западе (в Девоншире и Корнуолле) и в Восточной Англии (восстание Роберта Кета, или «Норфолкское восстание»).

Восстание в юго-западных графствах, начавшее в июне 1549г., как и Северное восстание 1536 г., проходило под религиозными лозунгами (за старую католическую веру против Реформации). Основную массу участников движения составляли крестьяне, которые применяли типично крестьянские методы борьбы: нападения на дворянские усадьбы, захват имущества и поджоги, уничтожение угодий на огороженных полях. В августе восстание было подавлено.

Особенно крупным было после восстания Уота Тайлера крестьянское выступление, начавшее в июле 1549 г. в Норфолке, где крестьяне нескольких деревень разрушили изгороди, установленные на общинных землях лордом манора. Вскоре восстание охватило большую часть графства. Во главе восставших, направивших к Нориджу, встали мелкие сквайры – предприниматели Роберт Кет и его брат Вильям. В движении приняли участие отряды крестьян из соседних графств, а также ремесленники и городская беднота Нориджа. В лагере повстанцев под Нориджем была выработана Маусхолдская петиция, включающая 29 статей. Хотя волнения летом 1549 г. охватили больше половины территорий Англии (Корнуолл, Девоншир, Глостершир, Вустершир, Оксфордшир, Нортгемптоншир, Бакингемшир, Беркшир, Херефордшир, Сомерсетшир, Уилтшир, Дорсетшир, Гэмпшир, Суффолк, Линкольншир, Северный Йоркшир), они не вылились в единое движение и были разгромлены правительством поодиночке.

Разгром массовых движений 1549 г. открыл путь дальнейшей экспроприации крестьянства. Отдельные вспышки крестьянского сопротивления имели место в Кенте в 1550 г., в Бакингемшире и на острове Уайт в 1552 г., в Девоншире и Дербишире в 1569 г. и ряде других мест. Массовое движение крестьян против огораживания началось в 1569 г. на севере и было на первом этапе использовано местной знатью в своих политических целях. Интересно, что абсолютное большинство участников восстания 1569 г. составляли не держатели мятежных феодалов, а крестьяне королевской домена и секуляризованных владений церкви, страдавшие от роста феодальных платежей и массовых огораживаний. Крестьяне отказывались от уплаты ренты, разрушали изгороди, громили усадьбы землевладельцев, в том числе представителей нового дворянства и крупных арендаторов, уничтожали манориальную документацию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Глава 5
В японской живописи отсутствовал жанр портрета. На Ваш взгляд, каковы причины такого явления? Отражает оно особенности культуры Японии или характеристики всех восточных цивилизаций? Расскажите об этом, используя конкретные примеры из истории Египта, Индии и Китая Надо заметить, что портрет в живописи Японии всё же присутствовал, хоть и ...

Студенческие организации в конце XIX начале XX века. Реакционные студенческие организации
Студентам запрещалось создавать организации, но многие состояли в неформальных «землячествах» – группах выходцев из одного города или губернии. Землячества устраивали выступления в случае конфликтов с администрацией. После 1905 г. землячества, кассы взаимопомощи, кружки, художественные и научные, были разрешены. Порой они становились пр ...

Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси
Крепостью в дневнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались холопами и робами. На древнерусском юридическом ...