Процесс складывания колониальной системыСтраница 1
При определении периодизации всемирной истории середину XVII в. (английская буржуазная революция) принято считать рубежом между средними веками и новым временем, между феодальной и капиталистической эпохами истории человечества. Периодизация же истории отдельных стран не всегда совпадает с ней, имеет свои особенности. Только в Англии середина XVII в. явилась рубежом между феодальным и капиталистическим периодами ее национальной истории. Во Франции таким рубежом стала буржуазная революция конца XVIII в., в России — реформа 1861 г. и т. д.
Как видно из предыдущих глав, не только к рубежу всемирной истории, разделяющему средние века и новое время, но и на протяжении начального периода новой истории ни одна из стран Азии и Африки не поднялась выше феодальной стадии социально-экономического развития. В тех странах Азии и Северной Африки, основным занятием населения которых было земледелие, господствовали феодальные отношения. В Японии, Индии, Китае, ряде областей Османской империи они достигли высшей стадии зрелости. Одновременно на обширных афроазиатских территориях миллионы людей вели примитивный кочевой образ жизни, при котором были сильны пережитки дофеодальных отношений, а в Тропической и Южной Африке, Океании, отдельных горных районах Азии многие племена и народности находились на различных стадиях первобытнообщинного строя или только осуществляли переход к классовому обществу.
Однако наступление новой, капиталистической эпохи всемирной истории оказало решающее воздействие на исторические судьбы всех стран и континентов. По мере утверждения капитализма в передовых странах Европы происходил коренной перелом и в развитии стран Азии и Африки.
Если до английской буржуазной революции проникновение европейцев На Восток еще не оказывало заметного влияния на внутреннее развитие его народов, то со второй половины XVII и особенно в XVIII в. положение изменилось. Теперь началось постепенное подчинение народов Азии и Африки господству европейских государств, в которых утверждался капитализм.
Процесс складывания колониальной системы поднимавшегося капитализма происходил неравномерно и в разной степени отражался на положении отдельных стран Востока. Но к началу XIX в. все или почти все они в той или иной форме ощутили последствия колониальной политики европейских государств.
К этому времени наиболее населенные и развитые районы Индонезии (о-в Ява) почти два века являлись голландской колонией. Англичанами были завоеваны и подчинены Южная, Восточная и часть Центральной Индии. Влияние британских колонизаторов сказывалось и на положении остальных областей Индостана. Был завоеван о-в Цейлон. Продолжалась экспансия португальских колонизаторов в Африке, в прибрежных районах которой утверждали свои опорные базы Англия и Франция.
Другие районы Азии и Африки еще сохраняли свою независимость, но колониальная политика европейских держав уже серьезно влияла на их международное положение и внутреннее развитие.
Так, Китай, Япония, Корея к началу XIX в. оставались политически независимыми. Но угроза европейского вторжения была одним из факторов, побуждавших господствующие классы этих стран проводить политику самоизоляции от внешнего мира. Большую роль при этом играли и внутриполитические факторы — стремление упрочить феодальные порядки, не допустить проникновения опасных для феодальных правителей идей. «Закрытие» Китая отражало также великоханьскую китаецентрист-скую идеологию правителей страны. Надо полагать, что на первых порах политика «закрытия» тех или иных стран задержала или отодвинула на какое-то время вторжение колонизаторов, однако в конечном счете она сыграла отрицательную роль в социально-экономическом и политическом развитии этих стран. Политика самоизоляции способствовала усилению их экономической, политической и культурной отсталости.
Марксизм и ленинизм
Термин «ленинизм» впервые был введен Мартовым в 1904 для обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации (в том числе и путем социальной революции ...
Культурно-историческое развитие арабо–православной общины в VIII–XVIII вв.
Историческая судьба православных арабов, одного из малоизвестных осколков византийского мира, являет собой интереснейший вариант диалога цивилизаций, столкновения и синтеза различных культурно-исторических традиций.
С самого начала культура арабо-православной общины носила двойственный, промежуточный характер, сочетая в себе как элемен ...
Общественное устройство раннего Рима
По мнению многих современных историков в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности господствовал родовой (гентильный) строй. Сородичи должны были помогать друг другу в беде, они могли иметь общее имущество и наследовать друг другу при отсутствии прямых наследников. Римский род состоял не из кровных родственников, как ...