Монголо-татарское нашествие на Русь и установление ига
Страница 3

История » Феодальная раздробленность на Руси в XII-XIII веках » Монголо-татарское нашествие на Русь и установление ига

Русь превратилась в улус (владение) золотоордынских ханов, которых русская летопись называла царями. Каждый из русских князей по требованию Батыя должен был официально признать его власть, побывать в ставке, пройти очищение огнем и на коленях принять верховный сюзеренитет хана. В случае отказа виновный подвергался смерти. Так, по приказу Батыя были убиты в Орде черниговский князь Михаил Всеволодович и боярин Федор, не желавшие «поклониться огневи» из религиозных побуждений. Но убили их не как исповедников православия, а как политически неблагонадежных лиц, думая, что они имеют против хана злой умысел и не желают от него очиститься. После исполнения этой процедуры князья утверждались ханом в своих владениях, получая ярлык (ханскую грамоту) на княжение. Батый признал старшинство владимирского князя Ярослава Всеволодовича, вступившего на престол после смерти брата Юрия в 1238 г. Он первым из князей совершил поездку в Орду в 1243 г., а спустя три года должен был предпринять еще одно далекое путешествие — в Монголию, в ставку императора Каракорум на реке Орхон, во время которого внезапно скончался. После него титул великого князя Владимирского носили его брат Святослав (1246—1248), сыновья: Михаил Хоробрый (1248), Андрей (1249—1252), Александр Невский (1252—1263), Ярослав Тверской (1263—1272), Василий Костромской (1272—1276), и внуки, потомки Александра Невского, Дмитрий (1276—1281, 1283—1294) и Андрей (1281—1283, 1294—1304).

Наиболее дальновидным из сыновей Ярослава Всеволодовича был Александр Невский. Понимая бессмысленность сопротивления монгольской власти, он, будучи еще новгородским князем, в отличие от своего брата Андрея, занявшего враждебную позицию по отношению к Орде, в год смерти отца ездил «в татары» и признал их власть над Новгородом. Позже, уже как великий князь Владимирский, он силой подавил оппозицию в Новгороде и заставил принять татарских «численников». Так назывались на Руси официальные представители хана, производившие перепись («число») русского населения для обложения его данью. «Тое же зимы (1257) бысть число, и източаша всю Землю русскую, только не чтоша кто служит у церкви» — записал летописец. «И почаша ездити окаянные по улицам, пищучи домы христьянские» — вторит ему другой. Первое время зависимости было наиболее тяжелым. До 1262 г. дань собирали присланные татарами откупщики из мусульманских купцов, называвшиеся «бесерменскими». Творимые бесчинства были столь велики, что в народной памяти их имя стало нарицательным — «бусурмане». Насилия откупщиков не раз вызывали волнения на Руси: в 1259 г. в Новгороде, в 1262 и 1289 г. в Ростове, Ярославле, Владимире и Суздале. Наиболее сильным было антитатарское восстание 1262 г.: «Избави бог от лютого томленья бесурменского люди Ростовские земли: вложи ярость в сердце крестьянам, не терпяще насилия поганых, изволиша вече, и выгнаша их из городов, из Ростова, из Володимира, из Суздаля, из Ярославля; окупахуть бо ти окаяньни бесурмени дани, и от того велику пагубу людям творяхуть». Отмолил ханское прощение мятежным городам Александр Невский. Это было его последнее дело на пользу Руси. На обратном пути из Орды в Городце на Волге 14 ноября 1263 г. князь умер. Предполагают, что он был, как и его отец, отравлен.

Усилению тяжести ига способствовала политика представителей правящего сословия. После смерти Александра Невского разгорелось жестокое междоусобие его воспреемников, сыновей и внуков. Особенно напряженным оно стало с момента, когда князь Андрей Александрович, один из сыновей Александра Невского, в обход старшинства уговорил хана дать ему ярлык на великое княжение владимирское и с татарской ратью в 1280 г. пришел на Русь. В 1292 г. он вместе с другими князьями донес на родного брата Дмитрия Александровича в Орду о том, что тот утаивает дань. Тогда хан Тохта послал на Русь своего брата Дюденю. Дюденева рать вместе с князьями опустошила 14 городов, в том числе и Владимир, не пощадив даже церковного имущества. И такими записями полна русская летопись, сообщая еще об антитатарских мятежах в 1289 и 1327 годах. В конце ХIII в. сбор дани из рук татарских откупщиков и баскаков был передан русским князьям, которые затем отвозили или посылали ее в Орду. В большинстве русских княжеств исчезли к этому времени и баскаки, наместники хана, сидевшие в русских городах и имевшие неограниченную власть. Ликвидирован был также пост «великого» баскака владимирского.

Страницы: 1 2 3 4 5

Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси
После отступления русского флота от Константинополя византийским властям пришлось принять меры, которые бы предотвратили любое нападение в будущем. Одним из методов византийской дипломатии в отношениях с "северными варварами" было способствование их обращению в христианство. Мы видели, что в шестом веке "гуннский" кн ...

Ведение
Буржуазная революция 1867-1868 гг. («Реставрация Мэйдзи») открыла новую историческую полосу в жизни Японии. Сильные феодальные пережитки еще сохранились, однако ликвидация феодальной раздробленности, уничтожение крупного феодального землевладения, упразднение сословного неравенства, легализация сделок на землю, поощрение предприниматель ...

Характеристика источника
В развалинах Богазкёя (древней хеттской столицы Хаттуса) было найдено много фрагментов глиняных табличек с текстами законов. Две таблички сохранились почти целиком, и их текст восстановлен учеными с помощью параллельных фрагментов. Другие, поврежденные, содержат отрывки подобных текстов. Некоторые из них, возможно, являлись дубликатами ...