Завоевание Бактрии. Последний поход КираСтраница 2
Здесь, в Средней Азии, Кир и пал в бою с кочевниками — с какими именно, точно неизвестно: греческие авторы называют разные племена. Так, Беросс называет даев— парфянское племя, жившее в современной Туркмении, Ктесий —дербиков, живших, по Страбону, «рядом с Гирканией», по-видимому, к северу от нее, т. е. в Туркмении, около современного Красноводска. Впрочем, сам Ктесий помещает дербиков на границе Индии. Это возможно, так как и другие кочевые племена, например даи, марды, сагартии, встречались в самых различных местах Средней Азии и Ирана.
Геродот же называет последних врагов Кира массагетами, помещая их «за Араксом» (Сыр-Дарьей). Это, по всей вероятности, во времена Геродота было довольно неопределенным названием для кочевников северной части Средней Азии. Поэтому Помпеи Трог называет их еще более неопределенно скифами, т. е. так, как греки и римляне называли самых разнообразных северных кочевников.
По Страбону, массагеты жили, как и саки, в восточной части среднеазиатских степей и были родственны жителям Хорезма; обитали они за Сыр-Дарьей, а также в горах, на равнинах, островах и в болотах низовий Сыр-Дарьи. В этих же местах жили' они, вероятно, и при Кире. У массагетов господствовал родовой строй и групповой брак. По сообщениям античных писателей, управляли массагетами женщины. Подобно дербикам, массагеты убивали стариков. Геродот[I, 216] дает чрезвычайно любопытное описание массагетов, которое стоит привести целиком: «По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие: знают оба способа (войны); сражаются луками и копьями; вооружены обыкновенно секирами. Все предметы у них из золота и меди: все, что требуется для копий, стрел и секир, изготовляется из меди; головные уборы, пояса и 'перевязи украшаются золотом. Также из меди делают они грудные панцири. И для лошадей; напротив, уздечки, удила и фалары приготовляются из золота. Железа и серебра они вовсе не употребляют . обычаи их таковы: хотя каждый из них женится на одной женщине, но женами они пользуются сообща . Предела жизни у них не полагается вовсе, но кто очень состарится, к тому сходятся все родственники, убивают его, а вместе с ним и разный скот, варят это вместе и поедают . Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс (Сыр-Дарья). Они пьют молоко. Из богов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей».
Перед Киром стояла и другая задача — защита северо-восточных рубежей империи от нашествий кочевников из Средней Азии. Уже отмечалось, что мы не знаем, как далеко на восток простирались владения мидян, однако вероятно, что здесь, как и на западе, завоевания Кира шли под флагом подчинения земель, ранее находившихся в зависимости от Мидии, а ныне переходивших к нему. В некоторых из этих областей обстановка, по-видимому, сложилась благоприятно для Кира и почва для включения в состав империи была подготовлена, даже такие страны, как Бактрия и Арахосия, ему пришлось завоевывать мечом. Геродот (I, 205—215), подробно описывает поход Кира против массагетов, живших к востоку от Каспийского моря. Вскоре после начала кампании Кир отправил обратно в Персию своего сына и наследника Камбиза в сопровождении Креза, бывшего лидийского царя. Во сне Киру явился юный Дарий, сын Гистаспа и внук Арсама, следовательно тоже из рода Ахеменидов. На плечах Дария Кир увидел крылья, тень одного из них парила над Азией, второго — над Европой. Поскольку Дарию еще не было двадцати лет — возраст необходимый для участия в походах,— и он оставался в Персии, великий царь повелел Гистаспу вернуться туда и следить за сыном, пока война не закончится, что Гистасп и сделал.
В первой битве успех сопутствовал Киру — он нанес поражение массагетам и взял в плен сына их предводительницы, царицы Томирис. Пленный царевич покончил с собой, но в следующей битве ахеменидское войско было разбито, а сам Кир погиб. Это произошло около 530 г. до н. э., после двадцати девяти лет царствования. Версия о гибели Кира, подробно рассказанная Геродотом; кажется наиболее правдоподобной; этой версии, с некоторыми отклонениями, следует большинство античных авторов (в том числе и Ктесий), иногда заменяя лишь массагетов саками, дербиками или другими кочевниками.
Марксизм и ленинизм
Термин «ленинизм» впервые был введен Мартовым в 1904 для обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации (в том числе и путем социальной революции ...
История Омана до XVI в.
Территория Омана издревле являлась одним из центров формирования цивилизаций. Наиболее ранние памятники материальной культуры в Омане датируются концом ПI — началом IV тыс. до н. э. По данным археологии и письменных источников, в ПI тыс. до н. э. население внутреннего Омана (в источниках — страна Маган) вело активную торговлю медью и ол ...
Палеолит на территории восточной европы
Древнейшее прошлое человечества сохранило крайне мало свидетельств, по которым можно судить о нем. Реконструируется оно в самых общих чертах, прежде всего на основании археологических данных. Археология каменного века имеет целый рад особенностей. Она широко использует новейшие достижения естественных и гуманитарных наук. Помимо предмет ...