Жизнь и творчество Гутенберга. Происхождение и страсбургский период

История » Изобретение книгопечатания (И. Гутенберг и И. Федоров) » Жизнь и творчество Гутенберга. Происхождение и страсбургский период

Сохранились немногие источники, рассказывающие о жизни Гутенберга; мы в основном вынуждены гипотетически реконструировать его жизненный путь.

Иоганн Генсфляйш родился между 1394 и 1399 гг. в Майнце и получил прозвище по родному дому, который именовали «У Гутенберга».

Он происходил из рода майнцских патрициев, давно враждовавших с цехами за право участвовать в управлении городом. Генсфляйши в этой борьбе были на стороне патрициев. После того как в 1419 г. умер отец Гутенберга, сын, очевидно, был изгнан из города. Документ, датированный 1430 г., свидетельствует о том, что Гутенберг находился тогда в изгнании.

Впоследствии ему было разрешено вернуться, но он еще в течение какого-то времени жил вдали от родного города. Во многих документах, начиная с 1434 г., указывается, что он проживал в Страсбурге. Так, например, за то, что город Майнц не выплатил ему пенсии, в 1434 г. по требованию Гутенберга был заключен в тюрьму майнцский городской писец.

В 1436 г. дочь страсбургского бюргера Эннелин цу дер Изерин Тюр обвинила Гутенберга в нарушении брачного обещания; в том же году сапожник Клаус Шотт подал на него жалобу за оскорбление. Важнейшим свидетельством его пребывания в Страсбурге являются акты процесса 1439 г., из которых следует, что Гутенберг в 1438 г. с тремя компаньонами, каждый из которых должен был внести свой пай и получить свою долю прибыли, создал сообщество по изготовлению зеркал. Продажа была приурочена к намеченному на 1439 г. паломничеству в Аахен. Неизвестно, подразумевались ли здесь действительно «зеркала» или речь шла об изготовлении книг, таких, как «Зерцало спасения человеческого» (Speculum humanae salvationis). После того как сообщество начало свою деятельность, выяснилось, что паломничество состоится лишь в 1440 г. Поэтому изготовление зеркал было прекращено, и Гутенберг занялся обучением компаньонов другому искусству, суть которого содержалась в строгой тайне. О том, какого рода было это искусство, в документах не упоминается.

Согласно свидетельским показаниям золотых дел мастер Ганс Дюнне уже в 1436 г. получил от Гутенберга 100 гульденов за нечто, «имеющее отношение к печатанию». Далее говорится о том, что токарь по дереву Конрад Заспах изготовил «пресс» — возможно печатный. И, наконец, речь заходит о свинце, отливных формах и других принадлежностях. Все эти обстоя- тельства позволяют сделать заключение, что сообщество занйк малось печатанием. Результаты этой деятельности не сохранились. Однако, обращает на себя внимание, что Гутенбергу для его предприятия потребовался значительный капитал, в связи с чем он в 1442 г. занял у страсбургского монастыря св. Фомы значительную сумму, которую полностью так никогда и не вернул; проценты с этой суммы, начисляемые с 1456 г., он остался должен монастырю, возбудившему ходатайство об аресте Гутенберга.

В 1444 г. имя Гутенберга последний раз упоминается в страсбургских документах. С 1448 г. он снова появляется в Майнце, где одалживает 150 гульденов — очевидно для того, чтобы продолжить работу над своим изобретением и завершить его. О том, где был Гутенберг в промежутке между этими годами, ничего неизвестно.

Северо-Восточная Русь
С середины ХII в. в Северо-Восточную Русь с юга хлынул поток переселенцев, искавших безопасности, свободных земель и экономической самостоятельности. Здесь не было половцев, княжеских усобий и боярских вотчин. Память об этом движении сохранили имена городов и географические названия: Переяславль Залесский и Переяславль Рязанский (Рязань ...

Торгово-политические полюсы Средневековья
Для средневековой Западноевропейской цивилизации характерно образование 2-х основных экономических полюсов. Один из них сложился в центре и на севере континентальной Европы. Уже в XI-XIII вв. здесь велась довольно обширная торговля, западным форпостом которой был город Брюгге во Фландрии, а восточным Новгород. В XIII в. начал формироват ...

Движение ихэтуаней
С самого начала всех повстанцев объединял пафос борьбы с поработителями Китая - "длинноносыми", "заморскими дьяволами", т.е. иностранцами. Первыми поднялась группа разрозненных тайных обществ, действовавших в провинции Шаньдун, большинство из которых практиковали боевые искусства (ушу или кунг-фу) и различные мистиче ...