Становление абсолютизма в эпоху Петра Великого
Страница 3

История » Абсолютная монархия как одна из форм правления в России XVI–XVIII в. » Становление абсолютизма в эпоху Петра Великого

При Петре была предпринята попытка рационалистически обосновать абсолютную власть монарха. Необходимость этого была вызвана тем, что обществу начала XVIII в. было уже недостаточно сознания богоданности царской власти. Идеи европейского рационализма XVII в. проникали в Россию вместе с техническими, культурными и бытовыми новшествами,

В построениях приверженцев рационализма государство предстает как установление, возникшее по воле свободных людей, заключивших ради собственной безопасности договор, по которому они передавали свои права государству. Последнее, таким образом, оказывалось чисто человеческим установлением, и люди наделялись правом его совершенствовать с учетом своих целей.

Петр был знаком с Лейбницем, с работами теоретиков государства Г. Гроция и С. Пуфендорфа. Возможно, что под их влиянием у государя сформировался образ государства, уподобленного часовому механизму, все колесики которого действуют в идеальном сцеплении [4, С. 182].

Петр стремился создать такой механизм управления в своей стране. Для Петра Россия была подобна кораблю. Корабль – организованная структура, своего рода модель идеального общества; государь – шкипер, который придает верное положение «рулю родного корабля». Многое в тогдашней жизни России исправлялось и изменялось под влиянием рационалистических идей, в том числе и государственная власть, и обоснование этой власти.

В условиях России оформился образ разумного, видящего далеко вперед монарха отца Отечества. Эта идея получила особое значение после принятия Петром титула императора. Теперь Петр стал покровителем и распорядителем Отечества.

Многие идеологи самодержавия особенно выделяли это положение, подчеркивая, что царь-отец, царь-батюшка стоит выше групповых интересов; следовательно, лишь он один может стабильно и взвешенно управлять огромной империей. Именно этот образ государя – заботливого отца для всего народа – будет доминировать впоследствии, особенно во второй половине XIX в. (в концепциях Л.А. Тихомирова, М.Н. Каткова и других).

Итак, в эпоху Петра Великого для идеологического обоснования власти самодержца и его политики использовались известные еще с XI в. аргументы. Это, прежде всего, идея Божественного происхождения власти. Божественного промысла в политике государя; подчеркивался и нравственный характер власти самодержца. Даже концепция патернализма, получившая у Феофана Прокоповича новое, актуальное звучание, была известна с древних времен: она была производной от идеи Илариона о том, что царь стоит над всем обществом,

что он выше узких интересов, его забота – благо государства.

Вместе с тем в идеологию самодержавия начала XVIII в. вписались и мысли Ивана IV о безграничной власти государя, о насилии и принуждении как универсальном способе решения всех политических проблем. Мысли Ивана IV были органически восприняты Петром I: государь – единственный, кто знает, что нужно народу и государству, его решения обязательны для исполнения, а те, кто противится им, – враги царю, а значит и Отечеству.

В петровские времена в идеологии самодержавия появились новые черты: это представление о службе монарха и, конечно же, рационализм. Именно рационалистические идеи XVII столетия внесли определенный диссонанс в систему идеологического обоснования власти самодержца, что привело впоследствии к попыткам государственных преобразований, в том числе к попыткам ввести народное представительство. Договорное начало государства, возможность изменений, производимых человеком, обществом ради всеобщего блага, совершенствование законов для достижения процветания – все эти мысли были усвоены как монархами, так и отдельными просвещенными людьми, приближенным к власти.

Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества

(1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г.) [6, С. 72].

Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет. С 1722 г. за неявку на службу назначалось наказание.

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии

1714 г. Этот акт имел несколько последствий:

Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность».

На ее основе произошла консолидация сословия.

Установление института майората – наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственно русскому праву. Целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии.

Страницы: 1 2 3 4

История Омана до XVI в.
Территория Омана издревле являлась одним из центров формирования цивилизаций. Наиболее ранние памятники материальной культуры в Омане датируются концом ПI — началом IV тыс. до н. э. По данным археологии и письменных источников, в ПI тыс. до н. э. население внутреннего Омана (в источниках — страна Маган) вело активную торговлю медью и ол ...

Глава 1
Франциск 1 воскликнул как-то, что «двор без женщин все равно, что времена года без весны, а весна без роз». Прощайте, мрачные рыцарские замки, прощай, скучная жизнь в одиночестве. Владельцы их, некогда сосланные в глушь своих провинций, по первому зову явились ко двору короля. Вместе с ними ехали их жены, ехали украсить своим присутстви ...

Казачий говор. Одежда. Жилища. XVI-XVII вв.
Как же выглядели, в чем жили и как одевались донские казаки в XVI-XVII столетиях? Как известно, в казачьи братства впадали русские, украинцы, белорусы, поляки, турки, татары, грузины черкесы и представители многих окрестных Дону народов, и это не могло оказать своего влияния на формирования своеобразного типа донского казака. «Такое сли ...