Богословская и политическая доктрина Жана Кальвина
Страница 1

История » Политические и правовые идеи Реформации » Богословская и политическая доктрина Жана Кальвина

Жан Кальвин (1509-1564) получил философское, юридическое и богословское образование. Под влиянием идей М. Лютера стал критически относиться к католической церкви и, в конце концов, порвал с ней. Спасаясь от преследований, бежал в Швейцарию, где не только создал свои теоретические произведения, но и приобрел практический политический опыт, руководя Женевской консисторией. Основная работа Кальвина – «Наставление в христианской вере», в которой одна из глав посвящена вопросам гражданского правления. Суши хит доставка суши роллы.

Доктрины божественного предопределения и мирского призвания. Ж. Кальвин разработал доктрину предопределения, согласно которой Бог заранее предопределяет, кому будет дарована благодать, а кто обречен на вечное проклятие. При этом не помогут никакие «добрые дела». Как ни парадоксально, эта фаталистическая доктрина стимулировала активную мирскую деятельность людей. Ведь если человек обречен на гибель, то, что бы он ни делал, ему ничто уже не повредит. С другой стороны, успех в делах, прежде всего, в профессиональной деятельности, может быть истолкован как знак избранности, как свидетельство о грядущем спасении[5].

Идею божественного предопределения естественно дополнила идея «мирского призвания». В соответствии с ней долг каждого христианина - быть хорошим профессионалом в избранном им деле, быть бережливым и рачительным хозяином. На основе идеи мирского призвания выросла новая, буржуазная этика (протестантская этика - по выражению Макса Вебера).

Главными социальными ценностями стали труд и его результат - собственность, главным мерилом соответствия человеческой деятельности Божьему замыслу - успех в мирских делах. Идея мирского призвания, с иной стороны, нежели лютеровскии принцип равного достоинства, отрицала феодально-сословное строение общества. С позиций мирского призвания главным оказывалось не происхождение, а избранность для спасения, знаком чего был жизненный успех.

Политическая доктрина. Кальвин, как и Лютер, придерживался теологических позиций относительно происхождения и сущности государства. Вместе с тем у Кальвина появляется идея апологии и даже превознесения государства, неизвестная Лютеру.

Кальвин с возмущением отвергает точку зрения «фанатиков», которые в своем стремлении к духовному христианству высокомерно отворачиваются от политической жизни. По мнению Кальвина, значение государства «для человека не меньше, чем хлеба, воды, солнца и воздуха; более того, его место гораздо возвышеннее и почетнее». Оно служит целям поддержания общественной жизни и этой его функцией ни в коем случае нельзя пренебрегать. Но высшая цель и главная функция государства заключается в утверждении нравственного порядка и в защите христианской религии[6].

Церковь должна быть свободна от государственного контроля, но при этом быть уверена в благожелательности и поддержке государства.

Кальвин считал, что любая форма правления, является одинаково законной и одинаково способной исполнять свои данные Богом обязанности.

Вместе с тем, он оказывает явное предпочтение аристократической республике. По его мнению, воля монарха редко находится в согласии с правосудием и благочинием. Поэтому наилучшим является правление, при котором люди могут свободно избирать светских и духовных должностных лиц. Свойственное республике плюралистическое (коллегиальное) правление ограничивает того, кто стремится господствовать над всеми.

Эту концепцию Кальвин имел возможность опробовать на практике. При нем в Женеве сложилось своеобразное теократическое правление, когда консистории (священникам) принадлежало право регламентировать жизнь общины, а магистрату - право исполнять и проводить в жизнь нормы-установки консистории. Следует отметить, что практический политический опыт Кальвина отмечен многими мрачными страницами. Жизнь граждан Женевы была сверхрегламентирована. Консистория и магистрат свирепо боролись с праздностью, роскошью, сурово расправлялись с еретиками. Однако в те времена это был один из первых опытов действительного самоуправления граждан[7].

Страницы: 1 2

Князь Владимир – как креститель Руси.
Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни) бежал «за море» при междоусобице братьев Ярополка и Олега, откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит (Олег был еще ранее убит Ярополком) и Владимир занял княжеский престол. Произошло это в 980 году ...

Глава 20
Некоторые исследователи истории Французской революции XVIII в. считают, что якобинская диктатура была революцией против революции 1789 г. Можно ли согласиться с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию В принципе на этот вопрос можно дать утвердительный ответ. «Да». Главная идея фр. Рев. 1789 г. это свобода; идеалы – принять кон ...

Итоги и историческое значение революции
Младотурецкая революция была буржуазной революцией, весьма ограниченной и верхушечной. Она не уничтожила в стране докапиталистические отношения и не освободила Турцию от полуколониальной зависимости. Принятые в 1909 г. парламентом законы и поправки, внесенные в конституцию 1876 г., хотя и были направлены на укрепление буржуазного харак ...