Политическое богословие Мартина Лютера
Страница 3

История » Политические и правовые идеи Реформации » Политическое богословие Мартина Лютера

Лютер предъявляет нормативные требования не только к властвующим, но и к подвластным. Основная их обязанность - подчиняться государству, что Лютер обосновывает как средствами теологии, так и рационализма. Во-первых, он утверждает, что Бог скорее стерпит несправедливое правление, нежели позволит черни бунтовать. Мятеж - есть происки дьявола. Во-вторых, бунт против власти неразумен, так как его тяжесть, как правило, обрушивается на невиновных. Но в одном-единственном случае подданные все же имеют право на пассивное сопротивление: если правитель посягает на свободу совести[4].

Правовое учение Лютера. Лютер относился к праву критически, что неудивительно, так как современное ему право покоилось на принципе неравенства людей (в частности, для мирян и священников существовали разные системы права). Уничтожающей критике он подверг каноническое право, утверждая, что оно сводится «не к книгам, а к произволу папы и его льстецов . Из-за канонического и светского права [жизнь] всех сословий не сообразуется не только со Священным писанием, но и естественным разумом». Вместе с тем, он утверждал, что государь должен уметь законодательствовать не хуже, чем владеть воинским искусством. Целью закона является охрана жизни людей, их доброго имени и собственности. Важно при этом помнить, что, во-первых, закон не всесилен, во-вторых, он должен соответствовать слову Божью. Когда нет гармонии человеческого и божественного закона, руководствоваться человеческим законом нельзя. Достичь этого соответствия можно только с помощью разума.

Страницы: 1 2 3 

Сельское хозяйство
В ахеменидский период на Ближнем Востоке произошли значительные изменения в системе земельных отношений. Обрабатываемая земля была точно измерена, и лучшая ее часть принадлежала царю, храмам, торговым домам. военной знати, чиновникам царской и храмовой администрации. В Вавилонии, Египте, Эламе и Персии из зерновых культур чаще всего се ...

Борьба южнорусских князей за Новгород
Южнорусские князья не желали мириться с утратой Новгорода. В 1210г. сын Мстислава Храброго Мстислав Удалой изгнал из Новгорода малолетнего сына Всеволода. Несколько лет спустя Мстислав покинул Новгородскую землю и уехал в Киев. Если бы новгородцы захотели восстановить прежние отношения с Суздальской землей, им пришлось бы принять князя ...

«А что их жалеть-то супостатов».
Александр Васильевич Суворов достоин всяческого уважения и поклонения, но был, говорят, в его биографии такой эпизод. Составлял князь Италийский отчет государю о сражении минувшем вдвоем с адъютантом. А тот возьми, да и поим тересуйся: «Не много ли пишем убитых врагов, Александр Васильевич?». На что действительно гениальный полководец о ...