Второй этап революции. Народные движения революции 1905-1911 г.г в Иране
Страница 1

История » Революция в Китае, Иране, Турции » Второй этап революции. Народные движения революции 1905-1911 г.г в Иране

В 1907 г. революция поднялась на более высокую ступень. Возросла активность демократических слоев населения — крестьян, рабочих, городской мелкой буржуазии, которые стали выступать со своими собственными требованиями. Рост и углубление революционного движения стали пугать либеральный лагерь — высшее духовенство, либеральных помещиков и крупную буржуазию, которые стали обнаруживать тенденцию сблизиться с реакцией и сдержать развитие демократического движения.

В стране усилилось движение протеста против произвола шахских властей. Поднималось массовое антиимпериалистическое движение, начинался бойкот иностранных товаров. На юге Ирана имели место столкновения с английскими консулами и представителями в Исфагане, Ширазе, Бушире, волнения на нефтеразработках.

Сначала в северных, а затем и в центральных и южных районах Ирана стало подниматься антифеодальное движение крестьян, которые отказывались платить налоги и подати, вносить помещичью долю урожая, захватывали помещичий скот и хлеб, громили помещичьи усадьбы. В 1907 г. в Маку, Талыше, Гиляне, Кучане, Сеистане и в районе Исфагана происходили крестьянские восстания.

Зарождалось движение рабочих. Были созданы первые рабочие организации: профсоюзы печатников, телеграфистов, трамвайщиков в Тегеране, союз ковровых и шалевых ткачей в Кермане. Происходили забастовки телеграфистов, типографских рабочих, служащих различных министерств.

Повсеместно в стране стихийно создавались разнообразные энджумены (общества, советы), которые хотя и были по составу и характеру деятельности в основном буржуазными организациями, но являлись важной формой сплочения демократических слоев населения. Во многих городах энджумены устанавливали свой контроль над шахскими властями, осуществляли судебные функции, устанавливали цены на хлеб, открывали школы, читальни.

В городах и районах Северного Ирана создавались тайные организации общества моджахидов, состоявшие из ремесленников, мелких землевладельцев, а также рабочих и крестьян. Они были близки к социал-демократам и представляли собой самую левую революционно-демократическую организацию в стране. Программа моджахидов требовала введения всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права, свободы слова, обществ, личности п стачек, конфискации шахских земель, выкупа помещичьих земель и раздела их между крестьянами, введения восьмичасового рабочего дня. В обществе моджахидов преобладали мелкобуржуазные элементы, поэтому среди них были распространены сектантство, заговорщичество и индивидуальный террор. Моджахиды создавали добровольческие вооруженные отряды федаев (революционной гвардии), состоявшие из городской бедноты, крестьян, рабочих и мелкой буржуазии. Бурно развилась в годы революции пресса. Всего в те годы в Иране выходило около 350 газет и журналов, из них только в Тегеране около 150 и в Тебризе около 50.

Под воздействием демократическою движения первый меджлис принял ряд прогрессивных законов и постановлений: о сокращении пенсий феодальной аристократии, об отмене титулов, о борьбе против взяток и вымогательств и т.д. В то же время помещичье-буржуазное большинство меджлиса враждебно относилось к крестьянскому движению, революционным энджуменам, моджахидским организациям и федайским отрядам.

После длительной борьбы между демократическими силами и реакцией 7 октября 1907 г. шах вынужден был подписать утвержденные меджлисом 3 октября дополнения к основному закону, явившиеся самой важной частью иранской конституции. В дополнениях провозглашался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. За шахом сохранялись весьма широкие права: свобода от ответственности, верховное командование вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, назначение и отставка министров. Государственной религией Ирана объявлялся ислам шиитского толка. Дополнения предоставляли духовенству большие привилегии: предусматривалось создание комиссии из пяти высших духовных лиц, которая могла решать вопрос о соответствии принимаемых меджлисом законов духу ислама и без одобрения которой шах не мог утверждать законы. Вместе с тем в дополнениях провозглашались буржуазные принципы равенства граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свобода слова, печати, обществ, если только опа не противоречит основам ислама. Предусматривалось также создание светских судов наряду с духовными '. Принятие дополнений к основному закону было важным рубежом в развитии революции.

Страницы: 1 2

Значение победы Синьхайской революции
Синьхайская революция, как революция национально-освободительная и антидеспотическая, победила, освободив Китай от маньчжурского ига, ликвидировав империю и на ее обломках создав республику. Вместе с тем к концу 1913 г. стало ясно, что революционные демократы народнического толка во главе с Сунь Ятсеном, сыгравшие руководящую и решающую ...

Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие страны.
Общепринятой датой принятия христианства на Руси стал 988г. Однако новая религия утвердились не сразу. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты языческого народного сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. Язычество было настолько распро ...

Московское царство в XVI в. Правление Ивана IV. Содержание реформ правительства А. Адашева и их историческое значение
Василий 3 умер,когда Ивану IV было 3 года,в основном правление занималась его мать Елена Глинская. когда Ивану4 исполнилось 8 его мать умерла, после её смерти не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками. В июне 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя. Город почти полностью выгорел. Иван IV и ег ...