Система варн в Древней Индии
Страница 2

Помимо полного рабства были распространены и другие формы рабовладельческой эксплуатации. К рабам в широком смысле слова часто причисляли и попавших в долговую кабалу. Кабальные либо сами отрабатывали долг в течение определенного срока, либо заставляли отрабатывать младших членов семьи. В период пребывания в кабале должники работали на хозяина вместе с урожденными рабами, однако их положение несколько отличалось от собственно рабского. Хозяин не мог их продать или заложить, не мог наказывать по своему произволу, зачастую не мог заставить их выполнять нечистые работы. Семейство кабального оставалось свободным, сам он не терял принадлежности к своей варне и после отработки долга мог вернуться к прежнему социальному положению[12].

Рабовладельческие отношения во второй половине I тысячелетия до н. э. имели тенденцию к развитию, и положение кабальных часто сближалось с положением собственно рабов. Класс рабов становится одним из основных классов в системе общественных отношений Древней Индии. Государство должно было принимать меры по ограничению рабства для индийцев, принадлежавших к какой-либо из варн. Как правило, в полное рабство можно было обращать только чужеземцев, представителей низших каст и лесных племен. Влияние института рабства испытывали все другие формы эксплуатации, политический строй и идеология древнеиндийских государств.

Наемный труд и другие формы эксплуатации. Древнеиндийские источники выделяют в особую группу всех работающих по найму — батраков, поденщиков, бродячих ремесленников, художников, лекарей и т. д. Естественно, социально-экономическое положение этих наемных работников (кармакаров) было различным. Значительная часть их почти не отличалась от кабальных должников и других лиц, выполнявших рабскую службу. Кормили обычно рабов, должников и наемников вместе. Использовать наемников было часто выгоднее, чем постоянных рабов, поскольку их нанимали и оплачивали их труд только в сезон работ, а в остальное время года они должны были заботиться о себе сами. Многие наемные работники принадлежали к низшим кастам и по договору о найме выполняли те грязные работы, которые нельзя было заставить выполнять кабальных должников, принадлежавших к более высокой касте.

Распространена была эксплуатация арендаторов, работавших из доли урожая (обычно половины, а иногда и меньше). Положение некоторых из них было также весьма близким к положению кабальных должников.

Сильно усложняло социальную структуру наличие традиционных форм зависимости (старшие и младшие в роде, коренное и пришлое население).

Новый этап в развитии культуры Индии относится ко второй половине II тысячелетия до н.э. - середине 1 тысячелетия до н.э. и связан с совершенно другим народом, пришедшим сюда из дальних стран и создавшим совершенно новый тип цивилизации. Происхождение светлокожего народа, называвшего себя "арии" (благородные) и занимавшегося пастушеством и скотоводством, до сих пор не выяснено. Их язык относят к древнейшей форме санскрита, одного из индоевропейских языков[13].

В XV веке до н.э. они вторглись в Северную Индию и оттеснили дравидов на юг. И по сей день языки юга Индии остаются дравидийскими, тогда как три четверти всех индийских языков родственны арийскому санскриту. К 200 г. до н.э. их влияние распространилось на всю область между Гималаями и горами Виндхья.

Приход арийских племен, прародиной которых одни ученые считают Среднюю Азию, а другие - южнорусские степи, открыл в истории Индии так называемую ведийскую эпоху, получившую название по созданной в это время священной литературе вед.

У местного населения арии заимствовали институт каст (варн), который теперь оформился в иерархически организованную систему четырех сословий: 1) жрецы - брахманы, 2) военная знать - кшатрии, 3) свободные общинники, земледельцы, торговцы - вайшья, 4) слуги, занимающие самое низкое положение в социальной иерархии - шудры. Вне этого строго разделенного общества стояли неприкасаемые, представители еще не ассимилированных племен и так называемых "нечистых" профессий, например, бродяги. Сами арии занимали в этой системе высшие ранги; и сегодня в высших кастах преобладают индийцы со светлой кожей.

Страницы: 1 2 

Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси
После отступления русского флота от Константинополя византийским властям пришлось принять меры, которые бы предотвратили любое нападение в будущем. Одним из методов византийской дипломатии в отношениях с "северными варварами" было способствование их обращению в христианство. Мы видели, что в шестом веке "гуннский" кн ...

Коллективизация сельского хозяйства. Отход от ленинских принципов кооперирования.
К середине 20-х годов объективный ход социально-экономического развития, прежде всего индустриализация страны, остро поставил проблему подъема сельскохозяйственного производства и его реорганизации. Неэквивалентный обмен между деревней и городом в пользу последнего лимитировал рост товарности крестьянских хозяйств, что вело к сокращению ...

Положение русского студенчества в конце XIX начале XX века. Образ русского студента в конце XIX начале XX века
В отличие от закрытых учебных заведений, в которых учились в основном дворяне, значительное число учащихся в университетах были людьми незнатными и небогатыми. Чтобы сводить концы с концами, студенты часто были вынуждены подрабатывать. Именно в XIX веке формируется привычный облик российского студента, снимающего дешевую комнату и зараб ...