Социально-кастовые группы древнеегипетского обществаСтраница 2
В период Древнего царства организуется и судебное ведомство, во главе которого стоит фараон, наделенный неограниченной властью. Ближайший помощник фараона по управлению страной — «чати» — возглавляет от имени фараона судебное ведомство, являясь начальником высшей судебной коллегии, состоявшей из 30 судей. Одновременно с этим он считался начальником особой палаты — «шести великих домов». Другой высокий орган, в состав которого входили знатные вельможи и чиновники, носил название «десяти великих юга». В каждой области высшая судебная власть принадлежала правителю области (номарху), носившему титул «жрец богини истины». Некоторыми судебными функциями обладали общинные суды «именитых» (сэру), которые ведали делами в области семейного, главным образом наследственного, права и компетенция, которых восходила к обычному праву.
Необходимость организации походов, зашиты от набегов соседних кочевых племен, а также стремление держать в своих руках важнейшие торговые пути вызвали совершенствование организации военного дела. Упоминается всенародное ополчение, которое составлялось из юношей, обычно называемых «неферу» («хорошие»).
Объединение Египта фиванскими фараонами поколебало могущество номовой знати, значительно усилившейся в течение предшествующего смутного времени. Однако номархи сосредоточивали в своих руках все еще значительную реальную власть. На стенах гробниц номархов времени Среднего царства сохранились изображения крупных поместий, а также автобиографические записи, которые содержат сведения об их значительных материальных и человеческих ресурсах. Развитие внешней торговли, военные экспедиции в соседние страны, эксплуатация их естественных богатств, главным образом на Синайском полуострове и в Нубии, привели к притоку огромных материальных ценностей в долину Нила.
Рост численности древнеегипетских рабов был связан с успешной завоевательной политикой египетских фараонов, которые обращали а рабство военнопленных, захватывали во время походов рабов и скот. В надписях и других источниках Среднего царства часто упоминаются рабы: сохранились завещания о передаче рабов жене завещателя, его брату, другим родственникам: в литературных произведениях (например, в «Повести о красноречивом крестьянине») упоминаются рабы как часть имущества и хозяйства знатных воинов и аристократов. Фараоны жаловали рабов своим телохранителям и знатным воинам (известно, что Сенусерт III пожаловал одному телохранителю 60 «голов», а затем еще 100 «голов»). Рабов покупали и продавали, заключая соответствующие купчий. В одной из них говорится: «Я приобрел тридцать одну голову людей, 33 быка и 13 ослов»[4].
Рабы пополняли рабочую силу царских и храмовых хозяйств, но немалая их часть попадала в поместья египетской аристократии, средних прослоек населения, включая зажиточных общинников и богатых ремесленников. Развитие частного рабовладения — характерная черта общественных отношений Египта эпохи Среднего царства.
Многочисленную прослойку составляли разоренные и опустившиеся в социальном отношении общинники, беднейшие слои городского населения. Эти люди назывались рабами царя («хему нисут»). Они эксплуатировались методами прямого принуждения, получая за свои труд скудное пропитание. Как показывает само их название, они были тесно связаны с царским хозяйством, хотя фараон мог передавать их в пользование (но не в собственность) за службу и частным лицам. Положение рабов царя было более благоприятным, чем положение рабов из иноземцев, пленников или покупных рабов. Они имели семью, небольшое имущество и крошечное хозяйство, некоторые права.
В сельских общинах существовали многочисленные патриархальные семьи, так называемые «дома». В состав таких «домов» могли входить как купленные рабы, так и прямые или дальние родственники, обязанные работать на главу «дома», получая за это определенное содержание. Эти патриархально зависимые лица назывались «отроками», «воспитанниками», «детьми», «чадами дома», а родственные или мнимородственные отношения с главой дома лишь прикрывали отношения социальной зависимости и экономической эксплуатации. Подобная патриархальная зависимость являлась пережитком ранних отношений и составляла определенную специфику социальной структуры древнеегипетского общества времени Среднего царства. В состав класса мелких свободных производителей входили полноправные члены общин, ремесленники, располагающие средствами производства, небольшими участками земли, некоторым набором оборудования для организации маленькой ремесленной мастерской. Мелкие земледельцы, члены общин, назывались выразительным термином «маленькие» («неджес»). Постепенно в общинах выделились люди, которых стали называть «сильными неджесами». Они обладали не только материальным достатком, но могли дать своим детям образование; из их среды пополнялись низшее жречество, чиновники, писцы. Одни из писцов, вышедших -из «сильных неджесов», так говорит о своем положении: «Это — неджес, могучий своей рукой, писец, искусный перстами своими. Он почтенен, у него больше имущества, чем у подобных ему. Он-—владыка приказаний»[5].
Собирательная деятельность московских князей.
Раздробленная на множество мелких владений Русь стала исподволь собираться в руках князей московского рода. Этот процесс начался с самого начала XIV века. В 1301 году князь Даниил Александрович напал на Рязанского князя Константина, занял у него Коломну, а самого князя пленил, ослепил и посадил в заключение. В следующем, 1302 году, уме ...
Русские земли в период политической раздробленности (середина XII -
середина XIII вв.)
Социально-экономическое развитие земель удельной Руси: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская боярская республика, Галицко-Волынское княжество. С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось н ...
Человек Западноевропейского Средневековья
Одно из наиболее сложных и противоречивых явлений средневековой западноевропейской цивилизации это менталитет человека той эпохи. Он не только отразил саму эпоху с ее катаклизмами, резкими контрастами, войнами, эпидемиями, жестким социальным делением, но во многом определил индивидуальное лицо своей эпохи и выступил предпосылкой для ста ...