Создание исламского государства
Страница 1

История » Этнорелигиозные конфликты в Чечне » Создание исламского государства

Одно из первых заявлений Масхадова о перспективе создания исламского госу­дарства прозвучало 8 августа 1997 года. А в начале ноября, он, будучи в Турции, про­возгласил создание Чеченской Исламской Республики. Об эволюции взглядов Масхадова свидетельствуют его заявления, сделанные в январе 1997 года. Тогда он утверждал, что совмещение функций светского руководителя недуховного лидера в будущей республике вовсе не является фатальным, более того, что нормы ислама не исключают демократических выборов. Последующие шаги, в частности публичные казни в сен­тябре 1997 года за совершение уголовных преступлений и нарушение морально-этических норм ислама, показ которых столь шокировал российскую общественность, подтвердили, во-первых, стремление руководства навести порядок в стране, во-вто­рых, продемонстрировали внутренней оппозиции решимость исламизировать полити­ческую сферу, применяя шариат как "суровую, но справедливую" меру, в том числе и по отношению к бывшим соратникам по войне, в-третьих, показали всему миру "глубокие цивилизационные разрывы между Россией и Чечней". Так на практике предстала тогда справедливость хантингтоновского тезиса если не о противостоянии, то о серьезнейших различиях христианской и исламской цивилизациями - по крайней мере в Чечне. В то же время привлечение шариатских судов с их системой жестких уголовных наказаний стало косвенным свидетельством неспособности официального Грозного взять ситуацию под контроль, отражением нарастающего хаоса, подпи­тываемого жадным стремлением полевых командиров самим занять главное кресло в государстве.

Полевые командиры, в свою очередь, желали придать хоть какую-то видимость законности своим притязаниям, создать идеологическую систему, оправдывающую аб­солютно нелегитимные цели. Разумеется, светские формы правового регулирования не годились для этого. Конституция, достаточно свободные выборы президента и пар­ламента, светские суды - все было против упований сместить Масхадова и занять его место. Во второй половине 1997 года оппозиция стала приобретать все более явствен­ные контуры. В ее состав вошли прежде всего полевые командиры Ш. Басаев, С. Ра­дуев, Х.-П. Исрапилов, Хаттаб, А. Бараев и Р. Гелаев. Сюда принято включать и по­литических деятелей: бывшего президента страны 3. Яндарбиева и его вице-президен­та С.-Х. Абумуслимова, бывшего министра информации М. Удугова, бывшего вице-президента В. Арсанова. Амбиции их были непомерны и практически каждый мнил себя национальным лидером. Но кто из них в состоянии сплотить хотя бы часть общества программой экономического и социального развития? Только Басаев возглавлял небольшую по численности Партию свободы, которую распустил в феврале 1999 года, оставшись во главе Конгресса народов Чечни и Дагестана, возникшего усилиями чеченских политиков. Главная опора каждого командира - род­ной тейп, более того, поддержка жителей своего района, поставляющего им воору­женных сторонников. Так, горные районы, особенно селения Ведено и Ца-Ведено (здесь, собственно, и находится его родной дом) - вотчина Басаева. Гудермес и вос­точные земли, граничащие с Дагестаном, "подпитывают" Радуева. Урус-Мартан -логово Бараева. Хаттаб господствует в районе Сержень-Юрт. Тем не менее обще­национальной поддержки никто из них не имеет. Зато Мехк-Кхел - главный орган традиционной власти, опиравшийся на межтейповые связи, был настроен подозри­тельно к усилившим влияние полевым командирам, явно вознамерившимся отодвинуть старейшин от решения всех дел. Муфтият, представленный в основном умудренными жизнью священнослужителями - приверженцами суфийских орденов Кадирийа и Накшбандийа, тоже выступал за сохранение status quo и был близок к позиции Мехк-Кхела. Традиционных мусульманских книжников вполне устраивали отношения неза­висимости от власти и зарубежных исламских деятелей. Большинство их выступило против "арабизации", как они определили попытки введения шариатских судов, но за сохранение чеченской самобытности. "Нас не смогли за 70 лет превратить в русских, не получится сделать и арабов", - говорили они.[5]

Не в пользу соперников Масхадова было и сложившееся еще в XIX веке тер­риториальное деление чеченцев на две категории - "мирных" и "горских". Первые проживали на равнине, занимались земледелием, разводили скот и в целом были достаточно лояльны к русским. Вторые же, спускаясь с гор, похищали скот и людей, нападали на русские поселения. Различие между "мирными" и "горскими" сохранилось до сих пор, и каждый чеченец гордится своими корнями. "Мирные", поддерживающие своего земляка Масхадова, не преминут напомнить, что из их среды вышла почти вся чеченская интеллигенция. "Горских" они считают "дикими", обвиняют их в стремлении установить в Грозном, где они захватили многие "теплые места", свои порядки, и жаж­дут избавиться от них и их многочисленной родни. "Горские" же чеченцы гордятся сво­ей бескопромиссной борьбой с русскими в прошлом и ныне, ставят себе в заслугу победу над Российской армией в войне 1994—1996 годов. Особые претензии к "мирным" они высказывают в связи с тем, что именно "мирные" все время управляли республикой, фактически-де предавая интересы своего народа русским колонизаторам. Сходные обвинения звучат и в адрес "мирного" Масхадова. Сложившееся деление на "мирных" и "горских" в основном соответствует распространению тарикатов Накшбандийа и Кадирийа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великий поход на Запад. Курултай 1235 г.
В 1235г. на курултае (съезд монгольской знати) было принято решение о новом завоевательном походе на Запад, ведь там, по сведениям монголов, находилась Русь, и она славилась своими богатствами. К новому завоевательному походу на Запад стала готовиться вся Монголия. Компания была тщательно подготовлена. Во главе похода был поставлен Джу ...

Реформы Н.С. Хрущева. "Оттепель" (1953-1964 гг.)
Внутренняя политика. После смерти Сталина в 1953 г. началась борьба за власть. Был расстрелян Берия — глава карательных органов, которого давно боялись и ненавидели. ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущёв, правительство— Г.М.Маленков, в 1955-1957 гг. — Н. А Булганин. На XX съезде КПСС доклад Хрущёва о культе личности Сталина. Началась реабилита ...

Образование и развитие Древнерусского государства, его общественный и политический строй. Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Договоры Руси с Византией. Научные версии прои
Первое государство в землях восточных славян получило название Русь. Начало государства Руси связывается с основанием г Киева в земле полян. объединение восточно-славянских земель в древне-русское госуд было подготовлено социально-экономическими и политическими процессами. Развитие производительных сил,распад родовой общины,превращени ...