ВведениеСтраница 1
Личность А.С. Суворина занимает видное место среди просветителей второй половины XIX века. В конце века он законно занимал свое место в так называемой «большой тройке» российских книгоиздателей – Сытин, Суворин, Маркс. Однако, в историю Суворин вошел не только как крупнейший книгоиздатель, но и как известный журналист, писатель, драматург, критик, создатель самого долговременного частного театра в Петербурге. К сожалению, после револлюции 1917 года личность деятельность Суворина оценивались с позиций, изложенных В.И. Лениным в статье-некрологе с ёмким заголовком “Карьера”.
Актуальность данной темы я вижу в том, что ее изучение будет способствовать правильной оценке места и роли А.С. Суворина в истории российской литературы, журналистики и просвещения.
Объектом исследования является просветительская деятельность А.С. Суворина.
Предметом исследования – вклад Суворина в русскую журналистику, книгоиздательское дело и театральное искусство.
Главным и наиболее информативным источником по заявленной теме является, безусловно, дневник самого А.С. Суворина. Дневник дошел до нас в неполном виде, но именно эти отрывочные записи помогают расскрыть внутренний мир автора. Если судить по изданной на сегодняшний день версии, свой дневник Суворин начал писать в 1873 году и вел его до самой смерти. Дневник информативен по своему содержанию, но как и все источники подобного типа достаточно субъективен.
Также к источникам мы относим “Маленькие письма” Суворина, которые публиковальсь в “Новом времени” с 1889 по 1908 годы. Они печатались отдельной рубрикой, иногда с большими паузами, без какой-либо обязательной периодичности, но с определенной внутренней закономерностью, образуя своего рода замкнутые циклы в зависимости от важности происходивших событий и от суъективного взгляда и желания автора – например, о Лжедмитрии, о студенческих волнениях в России, о Государственной думе, о событиях в Китае и на Дальнем Востоке.[1] “Маленькие письма” Суворина – замечательный документ эпохи, важнейший источник по истории России конца XIX начала XX века. В настоящее время они почти не изучены. Разбросанные по страницам “Нового времени” они совсем недавно, в 2005 году, были собраны воедино и опубликованы в 2-х томах.(“В ожидании века XX. Маленькие письма 1889-1903” и “Алексей Суворин. Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма 1904-1908”). Этот факт позволяет говорить о малой степени изученности публицистической и журналистской деятельности Суворина.
Не менее важное значение имеют и воспоминания современников Суворина. Особенно часто в своей работе я обращалась к воспоминаниям журналиста, историка и публициста Б.Б. Глинского, публициста М.О. Меньшикова, драматурга и режисера Е.П. Карпова. Также свои воспоминания о Суворине оставили С.Н. Шубинский, Н.М. Ежов, В.В. Розанов, В.А. Теляковский, В.М. Грибовский, А.В. Амфитеатров и многие другие видные представители литературных, театральных и политичесих кругов.
Третья глава “Суворин и театр” построена в основном на материале воспоминаний современника Суворина Е. Карпова, поэтому я считаю необходимостью сказать несколько слов об авторе. Карпов Евтихий Павлович (1857-1926), театральный деятель и драматург, начинал сценическую деятельность как актер в 1887 году на провинциальной сцене, с 1889 года ставил спектакли в народных театрах для рабочих и крестьян. Неоднократно ставил пьесы А. Островского, А. Чехова, М. Горького. Автор пьес, шедших на столичных и провинциальных сценах ("На земной ниве", "Сила любви", "Чары любви", "Сумерки", "Илья Муромец", "Житие привольное", "Рабочая слободка", "Рай земной", "Ранняя осень"). В 1896 -1926 годах режиссер и главный режиссер Александрийского театра. Статья Е. П. Карпова «А. С. Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. Странички из воспоминаний «Минувшее» была напечатана в журнале «Исторический Вестник» (1914, № 8, с. 449-470, № 9, с. 873-902).[2]
Архивы народов, вошедших в состав России
В начале 18 века в состав России вошла почти вся Прибалтика. Архивы этого региона имели специфические черты. В них находилось большое количество материалов на немецком языке, так как делопроизводство в губернских правлениях велось на русском и немецком языках.[39]
Комплексы документов создавались при различных учреждениях левобережной ...
Национально-государственное
строительство (1920-е - 1930-е гг.)
В советский период процессы национально-государственного строительства в 1920 - 1930 гг. вследствие догматизации науки и господства идеологии сталинизма изображались преимущественно как шествие от одного успеха к другому. В постсоветское время ситуация резко изменилась, и теперь историки открыто пишут о допущенных в прошлом ошибках, свя ...
Религиозный
аспект деятельности ихэтуаней
Фэншуй как система не менее древняя, чем сам Китай, всегда оказывал огромное влияние на социально-экономическое, политическое и духовное развитие китайского общества. Последствия влияния этого явления на поведение народных масс порой поражают исследователя.
Текст одной из популярных песней ихэтуаней, который отражает причины и цели их ...